Коридоры влияния: искусство мягкой силы

Влияние — это невидимый контроль ситуации. Как определить, у кого контроль? Тот, кто может начать любой процесс, изменить и остановить его, обладает контролем. Важно наличие всех трех параметров: можем начинать, изменять и останавливать процессы в зоне контроля. Если вы не обладаете хотя бы одним из параметров, значит кто-то контролирует вас.

В игре Го множество сценариев прямого и косвенного контроля. И влияние относится к его косвенным формам. Это мягкая сила, которая не видна, но она работает.  Как и от любой стратегии непрямых действий от влияния нельзя ждать, что оно раскатает противника как каток. Для этого нужны другие инструменты.  

Зачем же нужно влияние? Приятно чувствовать себя танкистом, штурмуя любые преграды. Главное помнить, что танк живет на поле боя около 7 минут. Если вы не готовы подорваться на подложенной кем-то мине, то влияние для вас. Это инструмент незаметного управления ситуацией издалека. Даже из-за спины вашего конкурента.

Пример 1

В этой позиции правая часть доски  — область сильного влияния черных. Там много черных камней, а белых есть только один отмеченный камень, да и тот мертвый. Как же белым получить доступ в эту враждебную область?

Что будет с белым камнем, если он побежит

Белый действительно мертв, он не может вырваться из облавы и потому обречен. Это пример из поединка между знаменитым мастером из Китая Гу Ли и искусственным интеллектом Google AlphaGo. Машина, конечно нашла способ как извлечь нечто из ничего, говоря языком 36 стратагем.

Есть исторический пример схожей стратегии «использования мертвеца».  Умирающий полководец царства Вэй Чжуге Лян (эпоха Троецарствия, 3-4 век н.э.) написал план отступления своей армии от осаждаемой им крепости противника. Он понимал, что самый опасный момент наступит, когда тиски осады будут сняты. И вот что он придумал. Военачальники должны были посадить мертвое тело Чжуге Ляна на носилки полководца, нести его на видном месте посреди армии и строго следовать написанному им плану, который был настолько хитроумен, что его опытный противник Сыма И не поверил своим шпионам, разведавшим слухи, что Чжуге Лян мертв.  Армия Вэй благополучно отступила.

Стратагема AlphaGo

Камень 1 — обычное вторжение, которое здесь работает плохо из-за подавляющего влияния черных. Это белые вошли еще в место, где влияние не самое сильное. А вот камень 3 создает двойную угрозу: он гарантирует спасение камню А. Если же тот будет снят, то белые получат еще один ход справа и укрепят камни вторжения В. Получить два хода подряд в области врага — это чудо. Но и чудеса возможны, если грамотно использовать то, что есть вокруг тебя. Гу ли был вынужден добить камень А, чтобы не рухнул этот фланг обороны черных.

Итог операции

Стратегия нейросети почти во всех играх строится на применении мягкой силы. В этой игре она помогла черным овладеть частью территории справа, погасив влияние черных в центре. Там теперь влияют белые камни. Стратегия Win-Win дала заработать черным владение, но с потерей влияния, которое подучили белые. А кто на этой операции получил больше — зависит от глобальной позиции. Эту игру с искусственным интеллектом человек проиграл.

Еще один пример влияния, где его инструментом обреченная позиция:

Анонимный игрок за черных, AlphaGo за белых

Проблема: как эффективно развивать два отмеченных белых. Видно, что они стоят в сфере влияния черных. Окружение враждебное, организация белых слабая (нет двух глаз). Нет очевидной перспективы, куда расти? В запасе у белых есть убитый камень А, далекие союзники наверху слева и пустой центр. Обладают ли дальние белые камни коридором влияния? Да, он есть:

коридоры влияния игроков

Картина пестрая. Но видно, что у отмеченных треугольниками белых есть коридор влияния в сторону камня А (розовые зоны)., так что на их помощь в борьбе можно рассчитывать. AlphaGo не использует коридор влияния как возможность убежать. Так будет слишком просто, и какое же это развитие? Стратегический сценарий нейросети включает два такта.

Стратегия «откорма» жертвы

Сначала белые инвестируют в рост обреченного камня. Черные играют гибко, в принципе позволяя белым выжить в углу с минимальной территорией. Взамен черные резко повысят влияние в центр, как раз туда, где белым предстоит оживлять свои камни.  Замысел белых в том, чтобы продать полумертвый отряд в углу, заставив черных считаться с его влиянием внутри позиции. Эти камни не обладают коридором, но они еще как влияют на черных, как засланные в тыл диверсанты.

Выигрыш стратегического темпа белыми

Посмотрим на картину в целом. Белые сдали отмеченный отряд, но получили важные камни 11, 13 и 15, на которые черные были вынуждены реагировать в углу, а не в центре. Новая белая позиция получена в коридоре влияния союзного отряда и она расширяет этот коридор. Сейчас баланс влияния в центре +5 в пользу белых. Настолько больше белых камней направляют свое влияние в центр. А черные оказались заперты в углу, намотанные на пожертвованные камни. Размер угла практически не увеличился, то есть черные не заработали на этой операции.

Такая стратегия управление противником с помощью скрытых возможностей на его территории — одна из изюминок игры Го. Мертвый белый камень в черном углу сработал как пятая колонна, отвлекая на себя внимание и ресурсы черных. Игнорировать белых было нельзя, так как мертвые быстро превращаются в живых. В итоге «атака зомби» парализовала черных, а белые получили господствующую позицию, выиграв инициативу.

визуализация нового влияния белых

 

Метки: , , ,

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены