единорог
 

Стратегическая связка владение-влияние

Игра Го дает нам несколько подсказок о том, как работают законы стратегии. Стратегический взгляд — это взгляд в объеме. Стратегическое мышление является антиподом обывательского взгляда. Стратег ищет скрытое, смотрит в несколько сторон, гонится за многими зайцами и предпочитает журавлей в небе синицам в руке. Он так поступает, пытаясь уловить нелинейность окружающего мира. Исследуя нашу реальность, стратеги древности (античность и древний Китай) открыли стратегические связки, описывающим явления, которые следует рассматривать двойками, а не по одиночке.

Сама идея не нова. Еще Аристотель полагал, что число 2 является базовым для описания нашего мира. Как будто действительность расслаивается. Вспомним даосскую схему инь-ян, которая тоже построена бинарно. Что дает такой взгляд? Для обывателя — рост путаницы (двоится у пьяного). Для стратега — дополнительная информация, расширяющая его возможности.  

стратегические связки

На рисунке показаны три стратегические связки, которые постоянно используют в игре Го. Базовая в этой схеме связка живое-мертвое. Две другие входят в связку прямое-косвенное. Влияние — это косвенный игровой актив в отличие от территории, овладев которой можно раз и навсегда. Связка борьба-сдерживание известна в военной стратегии как противостояние штурма и измора. Она про прямую войну и стратегию непрямых действий. В японском Го нет терминов влияние и сдерживание. Влияние описывает концепция ацуми (плотность), а сдерживание — это амари (изящная стратегия мягкой борьбы). Третья большая связка, которой нет на этом рисунке: порядок-хаос. Но о ней надо говорить отдельно.

Связки можно растягивать, получая растяжки. Например, историческая растяжка прошлое-настоящее или настоящее будущее (используется в аналитике), стратегическая растяжка current-ideal для анализа ситуации в системе Toyota Business Practice. Растяжка интересна интервалом между своими полюсами. Определение и оценка gap (разрыва) между идеальным положением и текущим состоянием дел является первым шагом в решении проблем, согласно методологии TBP. Работа со связками и растяжками — мировой стандарт стратегического анализа.

Эти факторы определяют наше влияние, согласно стратегии Го

Разбираясь с влиянием и владением, договоримся рассматривать их как единую систему, где одно может перетекать в другое. Конечно, с каждым новым камнем на доске владения становится больше, а влияние иссякает. Пик влияния проходит где-то после 60-й постановки, когда камни переходят в зону ближнего боя.  Локально оно может работать и на более поздних  стадиях игры.

На эффективность нашей стратегии влияют три базовых фактора: где наша позиция, как мы организованы и кем окружены: союзниками или конкурентами.  Простейший пример гибкой организации — два глаза или две возможности построить живой отряд.

Положение, когда есть два равноценных решения называют гибким

У черной группы есть два способа разделить внутреннее пространство на два глаза. Точки А и В работают одинаково хорошо. Очевидно, что противник не сможет перекрыть обе точки, так как ходы в игре делаются по очереди. Такое положение дел  у японцев описывается концепцией миаи. Мы же называем такое положение гибким. В отличие от него хрупкое положение означает только один выход, единственное решение, один путь.

Хрупкая организация черных

 Хрупкая организация может быть разрушена, примером чего является удар белых 1 в ключевую точку черных. Теперь весь черный отряд не жизнеспособен. Это значит, что 7 черных камней были поставлены зря. Чтобы не попадать в такие истории надо заботиться об антихрупкости своих построений. Об этом нужно думать уже при планировании организации.

Тупиковая позиция там, где нет перспективы развития. Например, у черных на предыдущих рисунках позиция именно такая: они полностью окружены белыми. Перспективная позиция означает, что есть куда развиваться и расти. Это важный фактор для реализации влияния. 

Тупик и перспектива

Позиция черных перспективная, а у белых она тупиковая. Почему так? Белым почти некуда расти, а перед черными открыта вся доска.

Поддерживают ли нас окружающие камни или наоборот ослабляют — от этого часто зависит сила и слабость камней. Все три параметра: позиция, организация и окружение — определяют силу влияния. Возможно 8 разных значений трех параметров. 

Сочетания параметров позиции, организации и окружения

Стив Джобс сравнивал бизнес с бейсбольной командой. В каждой команде есть игроки класса А, В и С. Джобс всегда делал ставку на игроков класса А. Когда позиция перспективна, организация гибка, а окружение вас поддерживает ваше положение идеально и влияние максимально. Вы — команда класса А. На рисунке такое положение обозначено единорогом. Другие положения описаны по аналогии с матрицей BCG. Слева ряд триграмм образует растяжку с бостонской матрицей. В триграмме нижней черте соответствует окружение, средней организация, а верхней позиция.

Для каждой ступени можно найти пример из жизни. Низшая ступень, когда плохо все, похожа на положение Робинзона Крузо на необитаемом острове.  К середине романа ему удалось выйти на уровень коровы, обеспечив стабильность хозяйства и полагая свое окружение безопасным. Но затем он выяснил, что остров посещают каннибалы, и его «рейтинг» упал до собаки (триграмма вода).

Вторая ступень «гром» — классическая собака: перспективы нет, положение неустойчивое, но зато хорошее окружение из таких же собак. Отсутствие враждебного окружения есть на рынках с низкой конкуренцией. Она там низка потому, что рынки не интересные. В игре Го такой рынок — это первая линия. Зарабатывать там очки невыгодно, хоть эта линия самая емкая по числу входящих в нее перекрестков. Казалось бы самый большой рынок, но по факту нет.

Сколько можно заработать по первой линии?

Допустим, что черные заберут всю территорию по первой линии. Они заработают 72 очка. Белые ожидаемо выстроят свой периметр и заработают 169 очков. Бороться за первую линию невыгодно. Ее можно отдать целиком всем желающим.

3-ю снизу ступень «вода» (собака) можно проиллюстрировать с помощью КНДР. Полный тупик, враждебное окружение, но внутренняя стабильность с точки зрения организации.

Далее «ветер», где организация хрупка и есть сильные конкуренты, однако открыта перспектива.  Это растущая компания или проблемный актив, которые еще не преодолели долину смерти, то есть слабая группа без двух глаз, говоря языком Го.

Дойная корова (озеро): есть внутренняя устойчивость и нет опасных конкурентов, как и нет перспективы впереди. 

Триграмма «огонь» описывает ситуацию внешней силы и внутренней слабости. Под это описание подходит Россия, с нашим вечным: «все есть, кроме порядка». Влияние такой позиции на доске Го достаточно высокое, только если камни не слабые. А при хрупкой организации легко откатиться в самый низ схемы. 

«Гора» или звезда — желанная композиция параметров. Но и здесь кроется опасность. Враждебное окружение может погасить наше влияние. И тогда потенциал развития будет потерян. Сильная компания находится в этой точке, и это точка ее расцвета. 

Влияние формы «Крылья дракона»

Композиция единорога встречается крайне редко. Бывает, что такого положения достигают искусственно. Можно ли поставить сюда компанию Google? Наверное, отчасти. В игре Го такому положению соответствует форма «крылья дракона». Получить ее очень выгодно.

 

Метки: , ,

Comments

0 comments to this post

Send me a message

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены