Школа войны

"Победу знать можно, сделать же ее нельзя" - Сунь-цзы.

Обзор школы войны сделан на основе трактата Сунь-цзы, который может быть целиком разложен на доске Го. Ключевые элементы теории: сила и слабость, атака и защита, стратагемы и обманные маневры. 

Подготовка войны

«Тот, кто преуспел в войне, первым делом выбирает позицию, где он не может быть разбит, вместе с тем не упуская возможности разбить врага.

Поэтому, победоносная армия сначала осознает условия победы, а затем ищет битвы; проигравшая армия сначала сражается, а затем ищет победу».

Сунь-цзы

игра Го и Сунь Цзы

Стратегия сосредоточения. Мы видим, что белые камни 2, 4 и с треугольниками выстроены стенкой. Она обращена на левую сторону, куда поставлен камень 8. Он развернул влияние стенки и обозначал интерес белых к углу. Плотная белая стена взаимодействует с камнем 8 настолько хорошо, что черные не решаются войти на нижнюю сторону. Они опасаются погибнуть под перекрестным огнем. Не подходи к чужой силе, советует поговорка. 

Цель стратегии сосредоточения в том, чтобы создавать плотные отряды, желательно в виде высоких стенок. Две стенки образуют «коробку» вторжение в которую практически исключено. Сосредотачивая силы на ключевых участках ,мы стремимся заработать максимальный участок территории за наименьшее число хорошо организованных камней. Этого хочет игрок белыми, который сначала построил стенку, чем определил позицию. А лишь затем занял левый нижний угол.

игра Го и Сунь Цзы

Продолжение предыдущей диаграммы. Белые сосредоточились на нижней стороне, а черные организовали отмеченные камни в совместную работу справа. Важная часть стратегии черных (равно, как и белых) в том, чтобы достраивать освоенные участки до полной завершенности. Для этого поставлен второй камень у правого верхнего угла. Без него общий строй черных не был бы цельной системой. Это одна из моделей позиционирования сосредоточение камней, организация плотных стенок и котлов.

игра Го и Сунь Цзы

Стратегия рассредоточения является противоположностью только что описанной. Она сложнее в реализации, так как мы рассредотачиваем ресурсы по нескольким ключевым районам и потому должны сосредоточить управление ими с помощью продуманного замысла. Иначе получится не стратегия, а бессмысленное разбрасывание камней по несвязанным локальным участкам.

На рисунке слева мы видим, как игрок черными широко расставляет сеть из отмеченных камней. Расчет его стоит на том, что широкая площадь позволит поймать в сеть достаточно «птичек», даже несмотря на общую слабость черной системы. Вопрос лишь в том, какой участок «выстрелит», а какой придется забросить, как неперспективный. 

Опасность этой стратегии в том, что можно не справиться с управлением глобальной сетью из разнонаправленных камней.

Не грузи!

игра Го и Сунь Цзы

Если бездумно сосредотачивать камни в одном районе, то очень скоро они «заболеют» переконцентрацией. Чем опасна эта болезнь? Вы не сможете поставить камни шире, если убедитесь, что построенный вами дом оказался тесен. На этом рисунке белые стратегически проигрывают, хотя они безупречно построили свои камни, если смотреть на них локально. Но при таком взгляде мы за деревьями не видим леса.

Не разбрасывайся!

игра Го и Сунь Цзы

Распыление сил и как следствие разваливание на множество разрозненных участков — другая крайность, которой нужно избегать. Казалось бы, у черных есть представители во всех ключевых зонах. Они везде работают и создают впечатление глобальной игры. Но каково их положение и каково окружение? В большинстве своем черные слабы, а окружающие белые сильны. Часть черных пока не работает, отдав своим белым «партнерам» выгодные участки территории. Черные проигрывают стратегически, пусть это сейчас и не видно. Как не попадать в такие истории? Для начала учиться думать и об общей картине, и о каждом локальном участке во взаимосвязи.

«Управление многими подобно управлению немногим. Дело в разделении сил. Введение в бой многих подобно введению в бой немногих. Дело в построении и знаках.

Тот, кто ставит людей соответственно их мощи, заставляет их идти в бой так же, как катят деревья и камни. Природа деревьев и камней такова, что когда место ровное, они лежат спокойно; когда оно покатое, они приходят в движение; когда они четырехугольны, они лежат на месте; когда они круглы, они катятся».

Сунь-цзы

Задача 1

игра Го и Сунь Цзы

Управление многими подобно управлению немногими. Эта стратагема на интуитивном уровне вызывает сомнение. Поэтому Сунь Цзы дает уточнение: это вопрос разделения сил. Вопросу, как эффективно разделять и соединять посвящена большая часть Го. Безусловно, есть существенная разница между стратегией победы на доске 9х9 и 19х19. Однако фундаментальные идеи общие. И действительно, если ты способен эффективно распределить свои силы, то на локальном уровне достаточно владеть тактикой игры 9х9.

Расположение камней на выгодных позициях и использование их, согласно позиционным особенностям — второй тезис, который Сунь-цзы иллюстрирует примером катящихся по склону деревьев. Важнейшая идея мастерского Го воплощается в умелом составлении позиции. Тогда камни работают на тебя, реализуя возможности выгодной позиции. В противном случае, когда камни поставлены по случайной прихоти или бестолково, они создают огромный кризис. Игроку приходится подталкивать игровой процесс, как будто катя деревья по склону вверх, вопреки совету полководца.

На рисунке слева вопрос: куда следует поставить черный камень из четырех отмеченных точек?

 

Ответ на задачу 1

игра Го и Сунь Цзы

Чтобы эффективно управлять своими камнями, мы разбиваем множество вариантов на срочные, большие и маленькие действия. Пример маленького действия — постановка в А. Черный добавил себе менее 10 очков территории.

Пример большого действия показан на этом рисунке. Лучшее решение для черных — дать работу отмеченной треугольниками плотной стенке.  Черные очень прилично заработали слева и надавили на белый отряд в углу. Защитные действия белых помогли достроить черный отряд на нижней стороне.

Срочное действие решает вопросы жизни и смерти, силы и слабости. Поддержка одинокого черного камня наверху выглядит как срочная задача. И возникает конфликт между большим решением слева и срочной поддержкой камня наверху. Здесь нам помогает формула: управление многими подобно управлением немногим.

игра Го и Сунь Цзы

На этом рисунке две иллюстрации к принципу, как понимание малого работает на большом масштабе. Справа вверху мы видим два разделенных черных камня. Оба сейчас нуждаются в поддержке. Но мы будем развивать угловой, а второй пожертвуем. Наш приоритет — вкладывать в прибыльные камни. Черный в углу быстро построится в живой отряд и принесет территорию, поэтому приоритет развития отдан ему. Подобным образом на рисунке слева черные жертвуют камнем на верхней стороне в пользу большого отряда слева. Последний принесет реальную прибыль. 

Вторая иллюстрация касается отказа от постановки на D в разбираемой задаче. Здесь мы видим черный камень, который может быть развернут в две стороны: А и В. Оба решения будут хороши. Поэтому мы можем сделать что-то третье. Аналогично следует рассуждать и в нашей задаче. Черный отряд внизу (опять смотрим левый рисунок) можно двинуть и в угол (D) и вправо на сторону. А раз так, то есть что-то большее. Например, развитие плотности в территорию, как и предлагает решение.  

Подобие малого и большого можно видеть повсюду. Если не налагать его механически, то это отличный инструмент глобальной стратегии.

Задача 2

игра Го и Сунь Цзы

Где самое большое место для игры с точки зрения черных?

Главное в позиции черных: плотные стенки внизу. Очевидно, что вкладывать нужно в их развитие. Но постановка С и В — это разные форматы роста. Посмотрите на позицию с точки зрения метафоры склона и бревен на нем. Плотность черных позволит вам одним легким движением огородить большой кусок в центре. А вот для овладевания верхней стороной предстоит еще многое сделать.

ответ на задачу 2

игра Го и Сунь Цзы

Выбор в пользу огораживания большого участка в центре логичен и является наибольшим. А и D — маленькие действия. Как говорит пословица: не посылают тигра ловить мышей. Было бы ошибкой вместо развития имеющегося потенциала черных заняться освоением пустырей наверху. 

игра Го и Сунь Цзы

Малая форма такого решения встречается повсеместно. Например, белые развивают потенциал стенки из трех камней прыжком 1, а не конкурируют с черными за территорию в углу (А), так как это не принесет белым выгоды. Если вы понимаете суть решения белых, то согласитесь с эффективностью постановки за черных на В в задаче выше. Это аналогичные ситуации.

«Дело не в том, чтобы все более и более увеличивать число солдат. Нельзя идти вперед с одной только воинской силой. 

Если войско будет любить высокие места и не любить низкие, будет чтить солнечный свет и отвращаться от тени; если оно будет заботиться о жизненном и располагаться на твердой почве, тогда в войске не будет болезней. Это и значит непременно победить».

Сунь-цзы

игра Го и Сунь Цзы

Умное позиционирование — основа победной стратегии. И если в школе владения выбор позиции обусловлен балансом владения и влияния, то в школе войны позицию выбирают, чтобы было легче защищаться и атаковать. Ключом к пониманию современного Го является идея накопления сил с помощью грамотного расположения камней и управления их численностью через захваты пленников и блокады. 

На рисунке слева треугольниками отмечены заблокированные в углу белые камни. Они неплохо заработали в углу, но в глобальном масштабе их влияние пока равно нулю. То есть у белых в большой игре участвует только 4 камня. Конечно, запертые в углу камни тоже важны и могут помочь окружить черную стенку. Но это маловероятный сценарий. Черным удалось изменить численное соотношение с белыми, заманив их в угол выгодой и заперев там.

игра Го и Сунь Цзы

Стратегия белых, организующих боевой отряд среди черных, иллюстрирует цитату из Сунь Цзы. Во-первых, белые занимают высокие места, чтобы не оказаться заваленными сверху черными камнями. Во-вторых, белые построили каркас отряда за четыре действия, а не за десять. И это важно. У нас есть три-четыре действия, пока соперник не перегруппирует свои силы. Поэтому нужно строиться быстро. Грамотно построенные четыре камня заменят собой толпу из десяти камней. 

Третий момент — место вторжения. Белые не пошли к верхнему правому углу, где бы они оказались в тени влияния высокой черной стенки. Мастер выбрал наиболее открытый район для вторжения. Это и значит заботиться о жизненном и занимать твердую почву, то есть такую позицию, с которой нас нельзя сбить.

Задача 3

игра Го и Сунь Цзы

Куда белым выгоднее всего поставить свой камень?

Задача 4

игра Го и Сунь Цзы

Рука черных. Какое место из обозначенных самое важное для черных?

Ответ на задачу 3

игра Го и Сунь Цзы

Белым нужно погасить силу отмеченной черной стенки. Это самое большое и срочное место. Срочность его в том, что белая стенка слева не имеет собственной территории. Развивая ее мы гасим влияние черных. Выбор в пользу высокого камня гарантирует безопасность белым. Если вместо этого занять перекресток В, то белые окажутся под двойной атакой черных. Отмеченная стенка заиграет в полную силу. Совет Сунь Цзы о высоких местах часто выручает, когда не знаешь, что предпринять. Важно учесть и то, что белым нет смысла вести прямую борьбу против черных. Тут действительно только военной силой ничего не решить. Нужно разыграть низкую позицию черного камня слева, подавив его сверху. 

Ответ на задачу 4

игра Го и Сунь Цзы

Лучшее решение черных — выйти из окружения вверх, к «солнцу». Движение вниз (В) противоречит стратегическому принципу избегать тупики. Выбор в пользу С или D уводит черных от главного. Главным же является обеспечить жизнь и здоровье трем камням наверху. Они выполняют важную задачу: разделяют белых, держат подступы к левой стороне и сковывают белый отряд справа. Пока он слаб, белые не могут переключиться на правую сторону черных. Так, с помощью управления слабостью белых игрок черными держит в узде амбиции своего соперника и не дает ему вторгаться на участки черных.  Не будет же белый вторгаться на правую сторону, если он рискует потерять камни на верхней стороне!

Искусство операций

«Тот, кто умеет обороняться, зарывается в самые глубины Земли. Тот, кто умеет нападать, обрушивается с самых высот Неба. Так они могут сохранить себя и достичь полной победы.

Уметь заставить противника самого прийти — это значит заманить его выгодой; уметь не дать противнику пройти — это значит сдержать его вредом. Поэтому можно утомить противника даже исполненного сил; можно заставить голодать даже сытого; можно сдвинуть с места даже прочно засевшего».

Сунь-цзы

игра Го и Сунь Цзы

Стратегия втягивания в войну. В школе войны углы не обладают особым статусом. Ценится лишь то действие, что дает преимущество в предстоящей схватке. На рисунке слева мы видим первые камни черных на 5-й линии. Это линия неба, так как она выше звезд. Черные изготовились к атаке, как парящие в стратосфере бомбардировщики. Почему же белые сами идут в эту ловушку? Их привлекла выгода. Если позволить черным и дальше концентрировать здесь силы, то весь огромный участок территории перейдет к ним. Положение черных нестандартное, поэтому сложно оценить степень их влияния на угол. Возможно, что они настолько далеки, что не способны атаковать? В поиске ответа на этот вопрос туда и отправлен белый «разведчик».

Белый камень поставлен низко, на 3-ю линию земли. На ней проще всего построить два глаза и держать крепкую оборону.

игра Го и Сунь Цзы

Следующие 10 постановок демонстрируют острую борьбу между белыми и черными. Белые делают все возможное, чтобы закрепиться на месте и удержать угол. Черные, наоборот, выталкивают белых из угла в центр, чтобы раскрыть потенциал отмеченных камней в атаке. И так как белых меньше, а строились они под давлением черных, то белый отряд вынужден двигаться в поисках жизненного пространства. На месте ему не хватает ресурсов для выживания: все ключевые места уже заняты черными.

Цель хорошей атаки в Го — получение владения или влияния, а не захват чужих камней. Хотя визуально может сложиться впечатление, что черные охотятся за белыми. Это так и не так. Конечно, поймать такой отряд было бы удачей. Но это вряд ли возможно. А что возможно? Можно управлять слабыми белыми камнями, попутно огораживая участки земли или занимая большие места. Это сейчас делают черные.

«Поэтому предел в придании своему войску формы — это достигнуть того, чтобы формы не было. Когда формы нет, даже глубоко проникший лазутчик не сможет что-либо подглядеть, даже мудрый не сможет о чем-либо судить.

Форма у войска подобна воде: форма у воды — избегать высоты и стремиться вниз; форма у войска — избегать полноты и ударять по пустоте. Вода устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника».

Сунь-цзы

игра Го и Сунь Цзы

Игрок черными не достроил отряд с крестиками и бросил отряд в нижнем правом углу. Всё это повышает неустойчивость положения и черных, и белых. Ведь они тоже вовлечены в борьбу. Недостройки являются аттракторами хаоса.

Стратегия управляемого хаоса. Эта популярная на западе стратегическая концепция находит свое воплощение и в игре Го. Возможно, что Го было первой игрой, в которой полководцы древности исследовали идею порядка и хаоса. Если описать ее в двух словах, то суть управляемого хаоса в использовании естественной неустойчивости сложных систем. В конечном счете стратег производит только один продукт — новые обстоятельства. Стратег — это глава птицефабрики, выращивающей «журавлей в небе» в немыслимых количествах.  В роли этих журавлей выступают скрытые возможности или адзи. В теории управляемого хаоса их называют аттракторами.  Аттрактор — зародыш будущего порядка, будущей системы, будущего процесса. Таких аттракторов бывает, как правило, много.

Задача стратега создавать аттракторы (адзи), выращивать, холить и лелеять их, а затем когда обстоятельства доходят до точки кульминации и наступает тупиковая ситуация, создавать ситуацию неравновесного порядка, и обрушивать противника на аттрактор.

В результате такого взаимодействия порождается новая система или процесс. Но это невозможно без «размягчения» реальности, то-есть создания неравновесного порядка, без создания аттракторов, без обрушения на аттрактор.

игра Го и Сунь Цзы

Описывать проявления управления хаосом сложно, так как это сложная стратегия. Если сравнить предыдущий рисунок с этим, то можно отметить изменения. Белые попытались навести порядок на правой стороне. Но в итоге отмеченные черные камни стали еще сильнее, а значит возросло их дестабилизирующее влияние на окружающих белых. В нижнем правом углу у белого отряда проявился разрыв А. Это еще один аттрактор хаоса, а черный отряд здесь достроил два глаза.

Все, что делал черный справа, было нацелено на подготовку борьбы слева внизу. Там отмечена белая стенка, окруженная черными. Три черных камня в свою очередь окружены белыми. Но в лагере белых много скрытых угроз, на которые их будет стремиться обрушить игрок черным цветом.

игра Го и Сунь Цзы

Действия белых — пример прямой атаки на захват камней. Однако черные уверенно движутся вправо, где у них заготовлены скрытые угрозы. Огромным аттрактором хаоса для белых является то,  что все отмеченные камни справа стоят без глаз. С одной стороны, это стенка, но с другой стороны — слабый отряд. И реальные возможности белых по атаке упираются в стратегический тупик: белые справа не способны держать удар. И значит, атака белых захлебнется, как это случается на реальной войне.

Эти слабости были подготовлены действиями черных справа. В том числе высадкой в нижний правый угол. Планировал ли черный так далеко? Он создавал аттракторы и выводил белых из равновесия, вспахивая «почву» стратегических возможностей.

игра Го и Сунь Цзы

Отмеченные черные камни разделили белых. Это означает, что прямая атака на черных уже невозможна, так как черных и белых теперь много. Форма отрядов деформируется и порядок нарушается. Все перемешивается в борьбе. Черные дотянулись до слабости белых справа и начинают создание большого аттрактора порядка. В чем их замысел прояснит правый рисунок.

игра Го и Сунь Цзы

Игрок черным цветом вырастил отмеченные камни специально, чтобы скормить их белым и навязать им новую архитектуру позиции в центре, где черные накопили мощную плотность против белой стенки слева. Мощь — это та самая потенциальная энергия воды, которая сама льется с сверху вниз. Черные реализуют именно такую идею: создают условия, чтобы черные камни сами атаковали белых, своей плотностью и массой. Захватывая отмеченные камни, белый своими руками укрепляет черных в центре. Но у него нет выбора, так как эти камни являются опасной угрозой для жизни белых справа. Это и есть аттрактор.

«Трудное в борьбе на войне — это превратить путь обходный в прямой, превратить бедствие в выгоду. 

Поэтому в войне устанавливаются на стратагемах, действуют, руководствуясь выгодой, производят изменения путем разделений и соединений«.

Сунь-цзы

Задача 1

игра Го и Сунь Цзы

Стратегия кнута и пряника. Эта стратагема внесения раздора и игры на противоречиях в лагере противника. А такие противоречия всегда есть, если ваш противник — это большая и развитая организация.

На рисунке слева четыре белых камня попали в непростое положение. Отряд окружен сильными черными со всех сторон. Как превратить поражение в победу? Какого-то линейного решения тут нет. Есть два белых справа, которые выступают в роли аттрактора хаоса для черных, так как угрожают разорвать связи между черными. Однако лобовой прорыв ничего не даст белым.

Бегство из окружения позволит черным овладеть левой стороной, Существует риск потери отряда, так как у него нет места для выживания. Как вывести белый отряд из кризиса так, чтобы вся позиция белых не погрузилась в кризис?

игра Го и Сунь Цзы

Сложность расчета прорыва: 8 чин. Путь 1. Сложности начинаются после постановки 7. Расчет последствий разрезаний А и В нужно делать на 20 шагов в глубину, чтобы убедиться в безопасности черных камней, которые держат угол. Обход С гарантирует им два глаза и упрощает борьбу. Результат белых не устраивает, так как их побили, разделив на части. Вложены новые камни, но положение не улучшилось.  Камни 1, 3, 5 и 7 не работают. Разве что могут участвовать в борьбе против трех черных, которые их делят. Но у черных 4 дыхания, они сильны.

игра Го и Сунь Цзы

Путь 2. С помощью мягкой силы белые могу выйти из окружения. Но в результате два отмеченных белых камня теряют свою силу, а вместе с ней и влияние. Это слишком большая цена за спасение угловых камней, у которых нет ни владения, ни влияния. Выжить на месте крайне трудно. Сложность расчета на уровне 1-2 чина. Но самое главное, что такое выживание невыгодно, так как подарит черным внешнее влияние.

игра Го и Сунь Цзы

Решение белых: накопить силы. Прыжок 1 готовит выход на перекресток А, что даст хорошую форму белым и позволит навалиться на отмеченных черных. У них пока не построены два глаза.

игра Го и Сунь Цзы

Дальнейшая операция (наращивание плотности камнями 1-5) имеет два тактических продолжения: А или В. Можно ждать от черных защиты слева. Цель операции белых в том, чтобы давя сверху на черных с перекрестка А, заставить их двигаться и помогать отмеченным белым огораживать владение по линии с треугольниками. В обмен на это белые сейчас «платят» черным слева, помогая им укреплять там владение. Тактическое измерение операции в серьезности угрозы В, расчет которой соответствует уровню 5 чина.

тактика и стратегия Го

Простой вариант борьбы уплотняет белую стенку 11 и включает разрезание 13-17, чтобы бить их по частям. Так что черным вряд ли удастся поживиться нижней стороной. Чтобы проводить эффектные операции, необходимо понимать какие угрозы действительно опасны, а какие можно игнорировать. Защита левой стороны для черных необходимая задача, так как туда вложено много сил, да и участок большой.

тактика и стратегия Го

Финал операции. Белые выступили партнерами черной группировки слева, помогая ей огородить большой участок (отмечен крестиками). Взамен белые вырастили плотную стенку, которая отмечена треугольниками. Влияние этой стенки таково, что потребовало защиты от разрезания камнем 13. Но ее основная работа – это обеспечение безопасности большого участка  справа, где поставлено четыре белых. Конечно, стенка не может гарантировать, что это уже белое владение. Но она поможет вести борьбу за этот участок, так как она держит в узде самый сильный черный отряд в этом районе и отгораживает  массу черных камней слева, ведь они теперь превратились в охранников владения и не могут участвовать в большой игре.

Стратегия белых достойна внимания. Она строится на использовании противоречий в позиции черных. Одним черным белые дают пряник в виде владения слева, а другим достается кнут в лице сильной стенки.

«Находясь близко, ждут далеких; пребывая в полной силе, ждут утомленных; будучи сытыми, ждут голодных; это и есть управление силой. Обдуманность действий умного человека заключается в том, что он обязательно соединяет выгоду и вред

Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него».

Сунь-цзы

игра Го и Сунь Цзы

Косвенная и раскалывающая атаки. Такие атаки являются фундаментом искусства операций в Го. Они требуют тщательной и выверенной подготовки и точности реализации. Часто требуется напряжение всех ментальных качеств, так как у тебя нет права на ошибку. Это одна из вершин стратегии. А на вершинах дуют очень сильные ветры.

На что нацелен камень 1 на рисунке слева? Он атакует позицию черных на правой стороне? Да, атакует. Но ведь черные могут без проблем выстроить здесь оборону. Настоящая атака начинается издалека. Белый камень нацелен на бой с отмеченным черным отрядом слева, у которого нет своей земли и нет двух глаз. Это косвенная атака на черный отряд слева (для черных справа она прямая).

игра Го и Сунь Цзы

Получив отмеченные камни, игрок белым цветом переходит к главному: атаке черных камней в центре (постановка 11). И теперь черным некуда бежать, так как все пути отхода перекрыты белыми, в том числе и отмеченными камнями. Это то, о чем Сунь-цзы говорит: «Находясь близко, ждут далеких, будучи сытыми, ждут голодных». Белые на правой стороне уже ждут черных, которые казалось бы так далеко от них. Важно, что черный отряд «голодный», то есть слабый и без глаз. Атаковать сильные камни смысла нет. 

игра Го и Сунь Цзы

Задача для черных: разрушить область белых, которую создали отмеченные камни. Это можно сделать с помощью двойной атаки, показанной справа.

игра Го и Сунь Цзы

Разрезание камнем 1 работает вместе с постановкой 3. Последняя открывает две возможности: спуск в А для окружения отмеченных крестиком белых или вытягивание В для спасения окруженного камня (раньше он был в пойман в облаву, а после постановки 3 уже нет). Если Черный № 1 сбежит, то под ударом окажутся белые с кружками.

игра Го и Сунь Цзы

Кейс из игры детей. Детские поединки хороши тем, что обнажают человеческую глупость в ее первородной чистоте. Благодаря чистоте сознания, у детей можно многому научиться. В данном случае рука черных. Два отмеченных белых отряда слабые. Логично провести против них раскалывающую атаку, например так, как показано на правом рисунке. 

игра Го и Сунь Цзы

Операция начинается вполне удачно. К постановке 9 отмеченный белый отряд тотально окружен. Но как всегда, не всё так просто. Позиция белых, конечно в кризисе. Но нижний белый отряд получил новые камни и стал сильнее. А это меняет положение на нижней стороне.  

игра Го и Сунь Цзы

Упростим борьбу и предположим, что черные завершат атаку соединением 13. В ответ белые могут начать раскалывающую атаку против двух отмеченных черных отрядов справа. Камень 14 тревожит их обоих. Правда, нижний отряд черных достаточно сильный. Но у него пока нет двух глаз. Белый камень на перекресток А сократит шансы черных на постройку двух глаз. Не убьет, конечно, но ослабит. 

Мораль этого примера в том, что атакуя можно самому попасть под атаку, так как любая позиция объемна и наполнена противоречиями. Как же поступать черным? Конечно, атака слева выглядит очень прибыльной. Но возможно, следует сначала подготовить ее, укрепить отряды справа и поставить хотя бы один камень в районе верхнего правого угла, чтобы погасить влияние белых. Это даст белым шанс достроить отряд слева… Но откроет новые возможности для черных, ведь у них появятся новые камни, на которые не будет прямого ответа. Или же пойти на риск, пожертвовав один из отрядов справа ради большой прибыли слева.

7 видов атаки в Го

У атаки может быть две цели: убийство чужих камней и грабеж территорий. Хорошая атака незаметна и носит непрямой характер, то есть нацелена на создание новой территории, а не на захват камней противника. Воевать с камнями — не самое выгодное дело.

виды атаки в Го

На рисунке слева пример хорошо продуманной атаки. Какую позицию атакует белый камень 1? Очевидно, что под атакой черная группа справа. Это так. Но настоящая цель — черный отряд слева, окруженный и без глаз. Ведь именно сюда он побежит, когда запахнет жаренным слева. Белые ставят перед черными дилемму: либо защищать позицию справа, которую сейчас разрушат белые, либо немедленно укреплять отряд слева. Решить эту проблему в комплексе одним камнем черные не могут. 

Стратегия погони за несколькими зайцами — это правильная стратегия, и белые ее мастерски используют. Начинающий может так и не понять, что удаленный камень противника уже атакует его позиции. Тогда он потерпит незаметное поражение, что является высшим уровнем искусства войны по Сунь-цзы.

Атака № 1

виды атаки в Го

Прямая атака или атака базы. В этом случае объектом атаки является глазное пространство, ключевые точки выживания и даже сами камни. Задача атаки базы в том, чтобы выбить почву из-под ног.

виды атаки в Го

Еще пример атаки базы. Здесь черные подготовились к атаке отмеченным камнем. А затем проводят форсирующую операцию против белого отряда в углу. Задача максимум — выбить у него глаза. Справа показан пример неверной защиты белых, когда черным удается заложить внутри белой группы свою «мину».

виды атаки в Го
виды атаки в Го

Как контратаковать, если на базу вашей позиции нападают? Универсального рецепта нет. В первом примере возможности контратаки ограничены слабостью двух белых камней. А во втором примере у белых в углу есть решение. Контратака часто связана с жертвой и обменом. В примере слева белые заталкивают черных вглубь угла и предлагают обмен, где черные теряют два отмеченных черных, но вырываются наружу практически убивая отмеченный белый и камень № 4. Черные получают стенку и влияние, а белые сохраняют небольшой угол.

Атака № 2

виды атаки в Го

Косая атака — гони слабый отряд на свою силу. Впервые косую атаку в военном деле применил Эпаминонд против спартанской фаланги. Прием посчитали нечестным, насколько сокрушительным он был. Но не зря Сунь-цзы говорил, что война — это путь обмана.  Знатоком косой атаки был Фридрих Великий. В игре Го косая атака встречается в каждой игре. Для ее проведения вам нужна стенка (на рисунке слева отмеченные черные). Плотную стенку можно построить, отдав сопернику очки в углу. Именно такая атака показывает вашу власть над территориями, куда достает влияние стенки. Ударный камень 1 надо поставить косой стойкой, налетая на  атакуемый отряд. По-китайски, эта атака так и называется — «налет». 

виды атаки в Го

Удар в плечо (катацуки) — это вариант косой атаки. Он жестче и агрессивнее прессует противника. Часто его используют для выводи своего отряда из окружения, как на рисунке слева или как часть сложной атаки. Мы увидим этот прием в составе раскалывающей атаки. Удар в плечо надо запомнить и использовать в своей игре — это очень сильный прием. Правда, он может значительно усилить чужие камни. Помните об этом.

Атака № 3

виды атаки в Го

Нападение — преградить и погасить. Японцы этот вид атаки называют «боси» или крыша. Накрывание сверху нужно для подчинения и управления чужими камнями. Очень редко такая атака приводит к убийству. Но ее мягкий характер не означает слабости. Это атака непрямого действия. На рисунке слева белые накрыли отмеченный черный отряд. Теперь он вынужден строить два глаза, так как следующая атака будет ударом по базе. В это время белые достроят большую территорию в верхней части игрового поля. Знаменитый ход № 37 из второй игры между AlphaGo и корейским чемпионом Ли Седолем был классическим накрыванием. Его сила была в том, что от него невозможно защититься, так как он не бьет тебя прямо. Удар наносится по всей позиции в целом. И это главная опасность гасящей атаки. Твоя позиция становится уязвима и управляема.

Атака № 4

виды атаки в Го
виды атаки в Го

Наступление или «наезд» (мотарэ-атака) является самой жесткой и лобовой атакой. Ее задача — намотать группы противника на гусеницы. Обычно такая атака хороша там, где не страшно усилить отряды противника. Мы усиливаем одну его часть, чтобы радикально ослабить вторую. В примере над атакой № 1 показана мотарэ-атака против черной группы. Там белые намеренно провоцируют укрепление черных на правой стороне, чтобы самим укрепиться против слабого черного отряда в левой части.

Новички часто «наезжают» на чужие камни без объективной причины и не учитывая контекст. Такая атака либо уничтожает чужие камни, либо превращает их в грозную силу. Поэтому наступать нужно строго по продуманному плану. Иначе противник только скажет вам спасибо.

На нижнем рисунке слева черные атакую три отмеченных белых. Для этого они специально наступают на другой белый отряд наверху камнями 1-3 и получают их в темпе, так как белые вынуждены защищаться. Изменив позицию черные переключаются на атаку белых камнем 5. Теперь белым некуда бежать.  

Атака № 5

виды атаки в Го

Погоня является еще одним видом непрямой атаки. Мы атакуем, чтобы выгнать чужие камни в центр и в темпе получить новые позиции, которые дадут очки или влияние. В примере слева черные ведут погоню прыжками «тоби». Это стандартный прием сопровождения противника на дистанции. Белые вынуждены отвечать, так как каждый прыжок угрожает закрыть группе выход из окружения. 

Почти всегда погоня опирается на созданную заранее сильную стенку нашего цвета. На рисунке стенка отмечена треугольниками. Последний ход черных фиксирует прибыль.

Атака № 6

виды атаки в Го
виды атаки в  Го

Засада: атака с сюрпризом. Этот тип атаки в переводной литературе называют «есу-миру». Атака состоит из двух частей: закладка «мины» или пробного камня. Прояснение позиции противника и его оборонительной стратегии и выбор вектора дальнейшей атаки: продажа пробного камня или его развитие. 

Как работает атака? Каждый наш камень оказывает комплексное воздействие на позицию. Поэтому появление даже неживого камня в чужом лагере влияет на варианты развития конфликта. Противник вынужден считаться с ним, даже если камень не живет. Достаточно иметь возможность выжить. Благодаря засаде, мы выигрываем темп и сковываем возможности контратаки.

В примере слева белые сначала проясняют позицию камнями 1-3. Черные вынуждены отвечать. В этом примере они убивают белых, защищая угол. Это значит, что в лагере черных осталась скрытая угроза. Затем белые переключаются на прямую атаку фланга (наступление). Черные вынуждены пассивно защищаться камнем 6, позволяя белым построить плотную стенку. Если бы черные перешли в контратаку, то отмеченный белый камень ожил и начала бороться внутри черных. Вот как работает засада. 

Атака № 7

виды атаки в Го

Раскалывающая атака (карами). Самая страшная атака в Го. Цель в том, чтобы разделить силы противника на несколько слабых групп, которые атакуют одновременно нашими камнями. Тогда соперник сможет защитить лишь одну часть своих сил и скорее всего, потеряет остальное. Подставить свои отряды под раскалывающую атаку — одна из фатальных ошибок начинающих.

На рисунке слева черные ходами 1-5 разделяют белых на две части. После обхода камнем 5 у черных два удара А и В. Белые могут защитить только одно место, подставляя вторую группу под атаку.

Стратегические задачи

Раздел в разработке.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены