Го — игра баланса и равновесия. Стратегия победы сильнейших мастеров древности и современных нейросетей строится на парадоксальном принципе: решения с максимальными шансами на победу дают наименьший колличественный перевес в очках над противником. Мастера побеждают с минимальным перевесом по очкам.
Стратегический баланс в Го складывается из пяти связок. Но в стиле игры, который называют космическим, упор сделан на связку владение-влияние. Космическое Го — это стратегия голубого океана. Суть ее в отказе от четко оформленных границ территорий в пользу больших и гибких сфер влияния (мойо по-японски). Быть вне конкуренции — таков девиз космического Го. Этой игрой мастерски владеет искусственней интеллект Google, оставляя современных профессионалов далеко позади в искусстве оценки невидимых человеческому взгляду влияния и стратегической мощи.
Влияние — это наша способность воздействовать на определенные точки пространства. Такое определение влияния приписывают Рузвельту, и оно вполне подходит для игры Го. В Японии теорию влияния начали разрабатывать в начале XX века. В терминах японского Го аналог влияния — ацуми, сила, плотность. Влияние — это скорее, продукт размышлений европейского ума над доской Го. В СССР авторскую технику оценки влияния предложил С. Межов. Наш обзор предлагает подход к связке владение-влияние русской стратегической школы Го.
Авторы концепции влияния в теории Новых начал Го (Shinfuseki Go):