Школа владения

Хорошие и плохие формы

Шаги школы стратегии и го: 22

В основе всех хороших форм лежит сочетание прямой и косвенной связи камней. На рисунке черные соединены прямо, а белые связаны косвенно. Так как игровое поле очень большое, а за один ход в игру можно ввести только один камень, логично отдавать предпочтение косвенным связям над прямыми.

Обратите внимание, что у черных на двоих 6 внешних связей (дыханий), а у белых их 8. Прямое соединение гарантирует единство отряда, но снижает связность с внешним миром. Неочевидное следствие, не правда ли?

Шаги школы стратегии и го: 21

Плохая форма предполагает наличие камней-бездельников, разрывов или дырок в построенном отряде. На рисунке слева у черных плохая форма «пустой треугольник». Доказательство простое: у трех белых 8 внешних связей, а у трех черных связей только 7. Потеря связи — это потеря эффективности. Смена курса, а черные повернули с прямой «дороги», не бывает бесплатной. 

Главное, не путать «пустой треугольник» с поворотом для обхода чужих камней. 

Качества хорошей формы:

  • эргономичность
  • красота
  • жизнеспособность.

Качества плохой формы:

  • перегруженность как лишними камнями, так и лишними связями
  • уродство
  • есть слабости.

Хорошие формы

пасть тигра

Шаги школы стратегии и го: 11

Форма косвенного соединения камней «пасть тигра». В Японии ее называют висячим соединением.

клин

Шаги школы стратегии и го: 19

Форма «клин» или «голова собаки». Может быть разорвана из-за двух больших интервалов. Служит для быстрого развития в центр и для нажима на чужие камни сверху.

бамбук

Шаги школы стратегии и го: 16

Форма косвенного соединения «бамбук». Дает цельность отряду и эффективную работу всем камням. Иногда может быть разорвана из-за нехватки дыханий.

глаз

Шаги школы стратегии и го: 17

Форма «глаз» ценится за цельность и силу. В центре доски ее влияние равно владению в 30 очков.

устье

Шаги школы стратегии и го: 18

Форма «устье» хороша при застройке в углу и для влияния в центр доски. Очень прочная.

железный столб

Шаги школы стратегии и го: 10

Форма «железный столб» похожа на клин. Она еще слабее, так как камни стоят шире и под прямым углом. Служит для мягкого нажима на чужой отряд сверху, а также пресекает соединение на А.

Шаги школы стратегии и го: 20

Разновидность данной формы. Форма гибче, но и слабее из-за большого интервала между частями.

Шаги школы стратегии и го: 13

Гибкая форма косвенного связывания камней. Слабость связок компенсируется скоростью развития в центр. Иногда это очень ценный ресурс.

Шаги школы стратегии и го: 14

Разновидность «бамбука», иногда именуемая «столом». Более гибкая и менее прочная форма, но позволяет связать собой более широкую позицию противника.

Шаги школы стратегии и го: 12

Форма «черепаха» еще мощнее. Ее влияние равно 50 очкам.

Шаги школы стратегии и го: 15

Более гибкий и экономный вид формы. Хороша для быстрого связывания своих камней с прицелом на контратаку.

Шаги школы стратегии и го: 9

Динамичная версия клина, позволяющая быстро выскочить из враждебного окружения.

Сломанные формы

Шаги школы стратегии и го: 7

Пасть тигра, в которой оказался сильный чужой камень, превращается в слабую форму с двумя разрывами. Это показатель ошибки. 

Шаги школы стратегии и го: 5

Разделенный бамбук превращается в набор слабых и несвязанных частей. 

Шаги школы стратегии и го: 6

Разделенный на части клин теряет свой атакующий потенциал. Теперь это три слабых камня.

Шаги школы стратегии и го: 4

Отмеченные черные разделены и их форма разрушена.

Шаги школы стратегии и го: 8

Форма черных с пустым треугольником слаба и перегружена камнями.

Шаги школы стратегии и го: 3

Безобразная форма черных с кучей бездельников.

Основы построений

Книги

К 1960-му году классическая школа накопила такое число различных построений только для углов, что они едва поместились в три больших тома формата а4. Следующие 50 лет истории Го в Корее и Китае дали материала еще как минимум на один такой том. Всего насчитывается около 50 000 различных построений, что сопоставимо с числом иероглифов. Каждый год мода диктует изменения предпочтений. Одни построения выбывают из игры, другие, даже давно забытые, в нее возвращаются. 

Начинающему следует знать несколько десятков стандартных схем или дзёсэки, как они называются в Японии. Опытному игроку первого дана нужно знать несколько сотен. Мастер же способен создавать новые дзёсэки, опираясь на развитое чувство формы и  понимание принципов построения живых камней.

Так как в России есть всего два экземпляра показанного слева издания, то вам не удастся выучить все построения, даже если вы это захотите сделать. Разве что придется обратиться в нашу школьную библиотеку. Поэтому  мы предлагаем другой путь. Если вы разберетесь с принципами построений, то сможете самостоятельно играть на уровне черного пояса, не нуждаясь в подсказках из справочников. Второй плюс этого пути в том, что вы разовьете мышление, а не загрузите память.

Уделите внимание разбору следующих примеров. Вы не найдете такой анализ в переводных книгах по игре Го. Описание длинное, что неизбежно для статичного сайта. Но оно, как хорошее дзёсэки, строит вашу мысль, не перегружая ее лишними камнями. В результате вы овладеете техникой построений, а ваши камни будут овладевать территорией на доске Го.

Шаги школы стратегии и го: 2

Пример 1.

Слева показана проблемный кейс за черных. Вы уже можете самостоятельно построить черный отряд в углу, опираясь на знание о формах. В действиях, показанных справа, заключена не только формальная сторона дела. Действия нагружены стратегическим содержанием. Самое сложное научиться видеть это содержание в чужих действиях и вкладывать в свои. Только тогда Го становится стратегической практикой, а не механическим повторением схем из учебника. 

Советы школы стратегии и го: 93

Камни 1 и 3 строят пасть тигра. 

Советы школы стратегии и го: 99

Буквы отмечают 6 способов построить пасть тигра первым камнем. Почему выбран А? 

Советы школы стратегии и го: 98

Самое выгодное решение для белых — занять угол камнем 1 и отнять у черного отряда место для жизни. Отмеченные камни окружены, лишены владения и рискуют оказаться в крышке. 

Советы школы стратегии и го: 97

Владение в углу — самое большое место. Поэтому отмеченный черный встал на его защиту. Защитник может стать нападающим, охватывая фланг белых А. Тогда уже белые потеряют владение.

Советы школы стратегии и го: 96

Белые защищают левый фланг, спускаясь на вторую линию. Почему же черные ставят второй камень сверху, а не сбоку в А, как в первом случае? Почему черные не продолжают защищать владение слева, спускаясь на В? Защита второй линии — это медленное действие. А накрывание белых сверху дает быстрое развитие в центр. Получая владение в углу, нельзя потерять выход в центр. Блокада обесценивает локальную выгоду.

Советы школы стратегии и го: 95

Что делать, если белые полезут в угол отнимать владение по второй линии? Ломать форму отмеченных белых по более выгодной третьей линии. На третьей линии в два раза больше территории, чем на второй. Из-за этой угрозы белые отступают, а не идут в угол.

Советы школы стратегии и го: 94

У черных есть два равноценных способа закрепить владение в углу: А или В. Есть и выход в центр, например, прыжком С. Наличие двух возможностей означает устойчивость отряда. Построение окончено. Перегружать угол камнями не надо. 

Советы школы стратегии и го: 92

Пример 2.

Отмеченные черные камни слева нужно построить и оживить. Если их бросить в таком окружении, то они погибнут. Рассчитывать на ошибку со стороны противника было бы наивно. Справа показано построение крепкой формы.

Советы школы стратегии и го: 87

Камень 1 вклинивается в интервал между белыми, а камень 3 защищает разрыв и связывает всех черных воедино. 

Советы школы стратегии и го: 90

Черный клин ломает отмеченную форму белых. Поставленный черный камень открывает два направления для развития, они отмечены стрелками. Число два — ключевое. Если у вас есть минимум две равные возможности, то вы добьетесь своего. Такое положение по-японски называется миаи, дословно: рассматриваемые вместе. 

Советы школы стратегии и го: 86

Постановка отмеченного камня вновь открывает два направления развития. У белых остается разрыв А, в который черные могут бить немедленно. Ведь у них есть два выхода из окружения слева. 

Советы школы стратегии и го: 85

Третий камень завершает построение. Он начинает охват отмеченного белого отряда, у которого нет собственной земли. Сейчас черный отряд равен по силе белому и достаточно развит, чтобы окружать белые камни.

Советы школы стратегии и го: 84

Пример 3.

Продолжение предыдущего кейса. Белые пытаются восстановить «фронт» и закрыть черным выход из окружения. Как достроить черный отряд? Справа показан хороший способ.

Советы школы стратегии и го: 83

Прыжок 1 выводит черных вперед. Затем черный камень 3 охватывает белую погоню, ослабляя камень 2. После вынужденной защиты белых, черный отряд связан формой бамбук. 

Советы школы стратегии и го: 82

Важно, что белые не могут разделить черных, поэтому дырка А между черными не является слабым местом. Если же вместо прыжка поставить камень на А, то у черных будет «пустой треугольник».

Советы школы стратегии и го: 81

Охват черных, останавливающий погоню за беглецами является обоснованным шагом. Если белые решат разрубить черных, то сами развалятся на части после контрудара в дырку. Два слабых отмеченных камня говорят об ошибке белых. Слабые не могут нападать на сильного.

Советы школы стратегии и го: 80

С виду хорошая форма висячего соединения здесь не применима. Белые разделят черных, начиная с А. Белые слишком плотно обжимают черный отряд, поэтому крепкая форма бамбук гарантирует неделимость черных. Она также открывает развитие влево по двум линиям. 

Советы школы стратегии и го: 79

Пример 4. Слева черный камень 1 строит хорошую форму отряду и нацеливает его на овладевание территорией на стороне. Справа камень 1 дает черным плохую форму, что подчеркивает охватывающий белый № 2. Теперь получить большую территорию на стороне черным не удастся.

Советы школы стратегии и го: 78
Советы школы стратегии и го: 77

Пример 5. Слева черный камень 1 создает «пустой треугольник» на отмеченном перекрестке.  Справа камень 1 защищает владение в углу с помощью пасти тигра.

Советы школы стратегии и го: 76
Советы школы стратегии и го: 75

Пример 6. Слева белый камень 1 поставлен с разрывом А. Это плохая форма. Справа прыжок камнем 1 не может быть разрезан черными. Он эффективно сокращает черное владение в центре. 

Советы школы стратегии и го: 74
Советы школы стратегии и го: 73

Пример 7. Слева белый камень 1 поставлен на ключевое место формы отмеченных черных. Дырка между белыми не является слабым местом, так как белые не режутся. Далее белые намерены прыгнуть в А, разрушая владение черных. Справа камень 1 поставлен диагонально, но в таком окружении черные разделят белых, сломав их форму.

Советы школы стратегии и го: 72
Советы школы стратегии и го: 71

Пример 8. Бывают исключения из правил. Слева черные спасают три важных камня только с помощью «пустого треугольника». Попытка вывести камни с помощью хорошей формы, показанная справа, сталкивается с разрезающим ударом по слабому месту черной формы.

Советы школы стратегии и го: 72
Советы школы стратегии и го: 69

Постановка 1 медленная. Она двигает отряд по низкой второй линии и приносит всего одно очко владения.

Советы школы стратегии и го: 68

Постановка 1 сделана в хорошем темпе. Белый отряд развивается по пути наименьшего сопротивления по третьей линии «владения». Камень 1 добавил 4 очка территории.

Советы школы стратегии и го: 67

Постановка 1 медленная. Поставленный камень помогает черным овладеть углом, а белые камни оказались придавлены черными.

Советы школы стратегии и го: 66

Постановка 1 ломает форму отмеченных черных камней и отнимает владение  углу. Белый отряд будет разделен черными в ответ. Но владение в углу достанется белым.

Советы школы стратегии и го: 65

Постановка 1 создает белым плохую форму, внешне повторяющую клин. Но на деле белые развалятся на части после постановки черных 2. Что это за «хорошая» форма, которая разрушается с одного удара? 

Советы школы стратегии и го: 64

Постановка 1 укрепляет белых, а прыжок 3 строит отряд в хорошем темпе. Белые могут прыгнуть в А, сделав ставку на оборону, а не развитие в центре. Выбор стратегии зависит от вашего замысла, ну и конечно понимания последствий. Ведь конкурирующие за владение чужие камни строятся вместе с вами и зависят от ваших действий также как и вы зависите от них.

Советы школы стратегии и го: 63

Постановка 1 оставляет за собой разрыв А и еще больший интервал В. Такая форма легко разрушается, что и будет сделано немедленно.

Советы школы стратегии и го: 62

Постановка 1 строит господствующую белую стенку по четвертой линии, пропуская черных по третьей линии. Поставленные далее камни дают хорошую форму как черным, так и белым и сделаны в хорошем темпе.

Организация владений

Разумно овладевать тем, что в силах удержать. Но дело в том, что невозможное сегодня оказывается достижимым в будущем. Камни, поставленные на локальные участки, должны работать и в глобальном масштабе. Иначе вы попадете в типичную ситуацию, когда построенный дом окажется тесен.  Как спроектировать его так, чтобы и через много лет он был в самый раз? 

  • Занимайте большие места, отказываясь от малых.
  • Соблюдайте баланс между развитием и извлечением прибыли.
  • Придерживайтесь золотой середины.

56 белых камней огородили 136 перекрестков, а 48 черных огородили 121 перекресток. Поделив площадь владения на число камней мы получим производительность одного камня. У белых она равна 2,5, а у черных 2,4. Третья и четвертая линии делят доску пополам. Поэтому  здесь проходит золотая середина.

Советы школы стратегии и го: 61
Советы школы стратегии и го: 60

На рисунке показаны максимальные стройки в углу и на стороне, которые можно удержать. Для начинающего управление такими большими «объектами» станет тяжелым бременем. Но даже мастер не сможет овладеть территорией, если поставит камни шире. Очевидно, что в углу производительность выше. Три черных камня заработали 19 перекрестков. Три белых на стороне удерживают вдвое меньше: 10 перекрестков.

Советы школы стратегии и го: 59

Появление чужаков вблизи границ владения, например, по бокам, где отмечены буквы, требует дополнительно защищать владение. Защита, к сожалению, добавит не более 5 дополнительных очков с каждой стороны. Это медленные действия. Но они необходимы для удержания большого участка. Выгодно ли ставить себя в подобное положение?

Удержать владение в центре затруднительно даже большим числом камней. На рисунке 15 белых камней пока не контролируют внутреннее пространство из-за интервалов А, В и широкого захода со стороны С. Поэтому прямое огораживание центра в школе владения не рекомендуется. Центр делится пополам в ходе защиты участков на третьей и четвертой линиях.

Советы школы стратегии и го: 58
Советы школы стратегии и го: 57

Кто из игроков совершил стратегическую ошибку? Очевидно, тот, кто ставил белые камни. Он позволил сопернику занять три самых больших места — углы.

Советы школы стратегии и го: 56

Оказаться в такой ситуации неприятно, но ошибки здесь нет. Оба игрока ведут конкуренцию за четыре угла, и это логичное следствие ценности этих мест. Положение равное.

Советы школы стратегии и го: 52

Хорошими местами для ставки на угол в 17-18 веках считались следующие.

Советы школы стратегии и го: 54

В 19 веке был добавлен традиционный «китайский» камень в звезде. Но до начала 20-го века так занимали угол редко, так как высокий камень требовал больших вложений в организацию владения. 

Советы школы стратегии и го: 53

На сегодняшний день широко используют места, отмеченные черными камнями. Плюс иногда выходят на перекрестки с треугольниками. Пока далекие от угла действия рассматриваются как уловки для усложнения игры. Для построения владения в углу они не очень хороши.

Советы школы стратегии и го: 51

Фигура «крылья дракона». Все камни стоят на больших местах.

Гармоничное развитие угловой позиции следует логике золотого сечения. Сначала узкий шаг в углу, а затем динамичный разворот на стороны. Позиция в углу является «головой», а на сторонах — крыльями (или руками). Далее владение черных может быть достроено на перекрестках А или В в зависимости от контекста. Но обычно даже такую фигуру не успеваешь построить — соперник не даст.

Постановки 1 и 2 могут поменяться местами, а вот развертывание 3 и 4 строго в таком порядке, так как камень 3 занимает большее место, чем камень 4. Обоснование простое: по этой стороне угловая черная крепость выше, если посчитать ее высоту от края и влево по линиям.

Существует множество вариаций взаимного положения камней, но основная идея неизменна: крепость в углу и широкое развитие на стороны.

Золотое сечение

Золотая спираль Фибоначчи. Производительность камней в крыльях дракона растет в подобной прогрессии: примерно в 1,6 раза.

Советы школы стратегии и го: 50

Согласно классической школе, камень А ценнее камня В, так как развитие первого позволяет быстрее овладевать территорией. Подход к чужому углу камнем 1 выгоднее, чем подход  с другого фланга на отмеченный перекресток, так как у камня 1 за спиной стоит союзник своего цвета. В популярной сейчас школе войны на подобные нюансы не обращают внимания. Считается, что все описанные возможности примерно эквивалентны.

Советы школы стратегии и го: 48

В школе владения низкие камни развивают узко (стойками в один-два шага), а высокие камни строят широко (растяжкой на пять шагов или к соседнему углу). В современном силовом Го можно ставить и растягивать камни практически как угодно.

Московская школа игры и стратегии: 1

Золотая середина и большие места на ней.

Схематически все большие места можно расположить на цветных линиях, особенно в их изгибах. Построения камней, повторяющие линии узора, наилучшим образом строят владение. Рассматривая записи игр 18-19 веков вы увидите, что большинство камней в начале игры располагаются в этой зоне. И лишь с началом конфликтов и борьбы построения вытягиваются в центр. 

Труднее всего четко и коротко объяснить, что является владением, а что нет. Владение — это то, что у вас невозможно отнять. Объективный критерий такой: если площадь участка в три раза больше числа окружающих его камней, а в «заборе» нет дыр для вторжения, то участок является огороженным. Важно учитывать наличие рядом с владением чужих камней. Если площадь участка превышает число огораживающих камней в 5 или 10 раз, то в него можно войти и построить живой отряд. Это область, но не владение.

Советы школы стратегии и го: 47

Выбор позиции немаловажен. 3 камня надежно держат 15 очков в углу и лишь один перекресток в центре. 

Советы школы стратегии и го: 46

Справа показаны «города», которые настолько крепки, что сразу являются владением. Все камни стоят на третьей линии, близко к краю. Слева показан мастерский способ выстраивания камней. Треугольниками отмечены слабые места, куда возможно вторжение. Разница между правой и левой сторонами в гибкости, масштабе и стратегичности построений. Справа позиция закрыта и нет места для игры. Слева позиция открыта, соперники готовы конкурировать, партнерствовать и делиться, рассчитывая на большую выгоду. 

Советы школы стратегии и го: 45

Фора с заданным расположением камней на звездах используется для обучения искусству овладевать и удерживать позицию. Максимальная плотность форы 9 камней, а минимальная 2 камня.

Советы школы стратегии и го: 44

Защита угла (1) выгоднее защиты центра (А). В углу черные получают 15-20 очков. В центре не получают ничего, это удар по пустоте.

Советы школы стратегии и го: 43

Выстраивание взаимных связей (1) выгоднее раздельного развития по одиночке (А). Больше связей — больше возможностей. И меньше угроза развалиься на несколько слабых частей.

Советы школы стратегии и го: 42

Развитие по пути наименьшего сопротивления (1) перспективнее линейной борьбы (А). В последнем случае черные из одной проблемы — белый камень — получают две — белый камень и слабый черный под ним. 

Самым надежным построением в паре с низким белым камнем является защита угла 3-5 и связка со стороной 7. Конечно, белые тоже развивают свой отряд. Это часть игры, и задача не уничтожить всех белых, а как можно быстрее овладеть самыми выгодными и простыми участками.

Советы школы стратегии и го: 41

Выгодное построение с высоким белым камнем отличается большей гибкостью, но также нацелено на застройку угла и связку со стороной. Достаточно знать два построения, чтобы удерживать углы.

Советы школы стратегии и го: 40

Против прямой атаки на угол следует применять мягкую силу, как показано справа. Черные должны позволить белым выжить в углу, построив стенку. Она принесет владение на верхней стороне. В этом построении камень 4 поставлен с разрывом. Он охватывает белых и прижимает к краю доски. Это лучшее решение за черных. Но разрезание белых может поставить в тупик. Чтобы найти, как наказать белых, нужно использовать принцип силы и слабости: усиливать слабых черных, создавать двойную угрозу на угол и на внешний белый отряд. Он появится после разрезания. 

Советы школы стратегии и го: 39

Применение стенок — отдельная большая тема. Эта техника относится к уровню 10-5 чин. Хотя по содержанию она проста и не требует сверхпознаний в Го. Подобно тому, как миссия самолета лежит вне аэродрома, также миссия стенки принести владение вдалеке от себя. Дальнодействие стенки простирается на 5 и более шагов от нее. Неверно строить владение рядом с ней. Тогда гора родит мышь, то есть потенциал стенки будет потерян впустую. Трудность оперирования стенками в том, что они требует глобального видения и не терпят узколобого подхода.

Советы школы стратегии и го: 38

Дальнодействие стенки лежит на дистанции 5 и более шагов.

Две смотрящие друг на друга стенки превращают территорию между собой во владение. Поэтому белым категорически не рекомендуется позволят черным получать такое развитие, даже с учетом отъема угла. Черным же следует стремиться именно к такому сценарию. Он позволит овладеть территорией за наименьшее число шагов.

Советы школы стратегии и го: 37

Проблема для белых: как построить живой отряд между двумя черными стенками?  

Оценка баланса и подсчет владений

Советы школы стратегии и го: 36

Поединок между японскими мастерами Досаку и Хонсэки, 1697 год. Оценку баланса владения и влияния следует вести каждые 30-40 постановок и в моменты кризиса или перелома. Лишь опираясь на этот анализ, вы сможете понять, что вам нужно делать.

У черных есть твердое владение в верхнем правом и нижнем левом углах. Скорее всего будет владение у отряда на верхней стороне и двух камней внизу. Границы владений отмечены треугольниками. Всего 9 очков вверху справа и 14 внизу слева. А также по 4 очка вверху и внизу. В сумме около 33 очков.

У белых твердых владений меньше, но есть большая область влияния на правой стороне. Владение в 9 очков наверху и в 4 очка справа. В сумме 13 очков. Верхний левой угол можно оценить в 8 очков. Но твердых владений там нет, только влияние. Справа влияние может принести белым до 30 очков. Можем посчитать его как 10 очков возможного владения.  Влияние белых внизу пока равно 5 очкам владения и играет роль сковывающей силы. В сумме 13 + 10 +5 и + 8 = около 36 очков. Позиция сбалансирована. Хотя половина владения белых посчитана авансом. Но это достаточно корректный расчет.

Советы школы стратегии и го: 34

Тот же поединок к 76 постановке. Положение меняется, где-то принципиально, как в правом нижнем углу. Раньше там было влияние белых, а теперь живой отряд черных с владением в 5-6 очков. У белого отряда владение здесь равно 10 очкам. Как раз столько мы и заложили при начальном расчете. Область принесла в три раза меньше своего объема. Это нормальный итог. Четыре белых справа, как и три черных внизу, являются слабыми отрядами и потому владением не располагают. Вообще слабый отряд считается в -10 очков по балансу, а право поставить камень (рука) в +10 очков. Сейчас рука черных, что нивелирует негативный счет от слабого отряда. А четыре белых камня все же могут построить два глаза. Поэтому просто оценим их как ноль. 

На левой стороне произошли изменения, но менее радикальные. Владение черных расширилось до 22 очков (примерно). Белые укрепили угол и заработали там около 12 очков (мы заложили туда 8). Наверху у белых стало примерно 14 очков. А у черных от двух отрядов 9 (в углу) и 3-4 от того, что на стороне. Белый отряд внизу принесет 4-5 очков. Есть еще и пленники (2 у черных и 1 у белых).

Владение черных: 9 + 3 + 22 + 5 + 2 пленника = 41 очко.

Владение белых: 10 + 12 + 14 + 4 + 1 пленник = 41 очко.

Так как влияние в центр примерно равно, то опять позиция сбалансирована.

Советы школы стратегии и го: 33

Продолжение игры. На левой стороне произошли сильные позиционные изменения, но владение черных осталось прежним благодаря соединению отрядов внизу. Белые же приобрели влияние в центре, построив котел на 18 очков. Это, конечно, еще не владение. Но половину от этого объема реально сохранить.

Владение черных: около 44 очков.

Владение белых: более 60 очков, если посчитать весь котел, или же около 50, если поделим его пополам. Больше, чем у черных. Это следствие удачного вторжения белых слева. Вывод простой: черным нужно атаковать, чтобы либо отнять владение у слабых белых, либо сократить размер котла в центре.

Советы школы стратегии и го: 32

Поединок подходит к концу, а оценить владения становится сложнее, так как управляемый мастерами хаос растет. Оценка владений приблизительная. Труднее всего понять, кто сколько заработает в центре. Но и с десятью очками черных слева вверху не все ясно. Там предстоит добивать три белых, что сократит территорию изнутри.

Искусство выгодно договариваться о границах — искусство мастеров. Если черные успеют укрепить там свои камни первыми, то увеличат владение на несколько очков. Общий счет следующий.

Владение черных: около 46 очков, с учетом пленников.

Владение белых: около 53 очков с пленниками. Похоже, что белый все еще впереди. Но мы очень жестко отнеслись к возможным очкам черных в центре. Реальный разрыв меньше, но высчитать его с точностью до перекрестка — большое искусство.

Конец игры, черные выиграли на 1 очко. Владение черных 50, а у белых 49 перекрестков с учетом пленников. Можно сравнить эту позицию с начальными расчетами, чтобы увидеть, где наш прогноз оправдался, а где нет. 

Советы школы стратегии и го: 30

Схема угловых дзёсэки

Наибольшую разработку в школе владения получили разнообразные стандартные розыгрыши для углов и сторон. По-японски они называются joseki, что в переводе означает «рецепт, способ». Иногда этот термин некорректно пишут как джосеки. В русской школе мы говорим о построении, когда рассматриваем игровые стандарты. Ниже показаны наиболее важные и общие паттерны, из которых складывается то или иное построение. Оно состоит из набора таких элементов и расчета вариантов ответа противника. Расчет особенно важен, если соперник ошибся или действует нестандартно.

Советы школы стратегии и го: 29

Движение вверх, а не вниз: на сторону или в центр, а не в угол. Поэтому при подходе к углу в играх мастеров мы увидим не защиту угла (А), а развивающую постановку 1.  Конечно, есть исключения из этого правила.

Советы школы стратегии и го: 28

Низкий черный камень в углу также следует развивать в сторону от угла, а не на перекресток А. Последнее медленно.

Советы школы стратегии и го: 27

Двойные клещи белых оставляют черным две возможности: запереться в углу или выйти в центр. Кроме одного исключения, показанного ниже, следует выходить в центр.

Советы школы стратегии и го: 18

Белый и черный отряды растут в центр, а не спускаются на перекресток А. Но иногда черным все же выгодно закрыть угол. 

Советы школы стратегии и го: 17

Исключение из общего правила обычно связано с особенностью контекста. Здесь у черных уже стоят отмеченные камни. Двойные клещи белых неэффективны, поэтому следует занять угол, выдавив белых вовне. Затем белых следует разделять и атаковать по частям. Это сложное положение, и черным нужно обязательно сохранить живым угловой отряд. Если вы не понимаете, как это делать, то выходите в центр, как в стандартной схеме.

Советы школы стратегии и го: 16

Следует избегать формы, показанной на рисунке слева, где два отмеченных черных уперлись в белых. Как и в предыдущем случае, тут есть свои исключения. Но почти всегда получение такой формы в углу является тактическим поражением.

Советы школы стратегии и го: 15

Одна из важных причин выбора постановки 1 — задача избежать показанной формы.

Советы школы стратегии и го: 14

Аналогично действуют черные, ставя камень 1 в угол, а не на перекресток А.

Советы школы стратегии и го: 13

Та же идея требует разделять черных и выживать в углу. Иначе белые получат плохую форму, а черные огородят большой угол.

Шаги го: 57

Наказание черных за попытку разделить белые камни. Отмеченный черный камень пойман в облаву. Такой итог выгоден белым, так как они объединили свои камни, пожертвовав один в углу и получили сильный отряд, опираясь на черный угол.

Шаги го: 56

Если черные ставят плохой камень 1, то белые огораживают большой угол. Можно сравнить размер территорий у черных и белых и убедиться, что это не равный дележ угла.

Шаги го: 55

Продолжение борьбы. Белые выживают в углу и могут немедленно резать черных в А. Черные потеряли угол и получили слабые камни.

Советы школы стратегии и го: 12

Классическое исключение из этого правила — схема построения «надарэ» или «лавина». Здесь белый намеренно упирается в тупик, правда форма белых несколько иная, так как угловой черный ослаблен.

Советы школы стратегии и го: 11

Похожая конструкция, но иные начальные условия. Черный также намеренно упирается в белый тупик, чтобы затем разрезать в А. К этому его принуждает положение.

Советы школы стратегии и го: 10

Стандартное вторжение в 3-3 за черных приводит к образованию плохой формы. Но черным ничего не остается, как идти на нее, чтобы набрать жизненное пространство в углу.

Советы школы стратегии и го: 9

Разрезание чужих камней, которое подставляет свои под ответное разрезание, почти всегда является плохим решением. Это можно доказать расчетом вариантов, которые приводят к неравному дележу угла и дают черным плохую форму. Но исключений из этого правила достаточно.

Советы школы стратегии и го: 8

Поэтому черные накрывают 1, а не режут белых.

Советы школы стратегии и го: 7

Та же история. Однако тут возможны исключения.

Советы школы стратегии и го: 5

По схожим соображениям черные не режут белых, а накрывают снаружи 1.

Советы школы стратегии и го: 4

Наличие отмеченного камня открывает возможность перерезать. Теперь есть куда бежать.

Советы школы стратегии и го: 2

Наличие отмеченного камня открывает возможность разрезать камнем 1. Это начало силового приема против белых, который к сожалению, имеет опровержение. В итоге черные получат чуть меньше, чем при отказе от разрезания.

Советы школы стратегии и го: 1

Отмеченный камень позволяет разрезать белых вопреки описанному запрету. После чего начнется достаточно сложное угловое построение, где стороны будут бороться за более выгодную позицию в углу.

Советы школы стратегии и го: 20

Во многих построениях используется показанный прием косвенного связывания, который гарантирует соединение камней. Здесь у черных две точки соединения: А и В.

Шаги го: 99

Постановка 1 считается менее эффективной из-за помеченного разрыва между черными.

Шаги го: 98

Постановка 1 связывает черных с помощью хорошей формы. Да, тут есть и другие способы, которые противоречат описанному принципу. Но такое решение, безусловно, является хорошим.

Шаги го: 97

Та же идея, но немного в другом дизайне. Тут также есть варианты. Но такая постановка не будет ошибкой.

Советы школы стратегии и го: 26

Правило развертывания: от одного камня шагай через два, от двух через три, от трех через четыре. От стенки через пять шагов. Исключений море, но все они обусловлены угрозой от близко стоящих чужих камней. 

Советы школы стратегии и го: 22

От одного через два шага.

Советы школы стратегии и го: 25

От двух отмеченных через три шага. 

Советы школы стратегии и го: 24

От трех камней шагаем через четыре перекрестка.

Шаги го: 96

Самое распространенное исключение при защите угла. Черные учитывают силу отмеченных белых и отходят на один шаг ради надежного владения углом.

Шаги го: 95

Белые учитывают силу черных на фланге и отходят от двух камней только через два шага.

Шаги го: 94

Черный камень 1 поставлен узко для того, чтобы вынудить белых достраивать два отмеченных белых камня.

Шаги го: 93

Задача уменьшать число слабостей и защищаться вплотную считается общим правилом. Постановка белых 1, позволяющая черным разделять белых обычно плоха. Но и тут есть исключения, которые базируются на особенности взаимодействия камней. Действительно, у противника иногда нет хорошего способа использовать подобный дефект. Но вообще лучше так не делать. 

Шаги го: 92

Дзёсэки с многовековой историей (известно по крайней мере с 18 века) нарушает описанное правило ради захвата ключевого пункта в углу 3-3.

Шаги го: 91

Еще одно популярное построение, которое позволяет черным использовать слабость связок белых ради упрощения борьбы для них. В определенных случаях такое решение может принести белым большой ущерб (если справа уже стоят сильные черные камни, повышающие действенность разрезания).

Шаги го: 89

Черные позволяют белым разделить свою слабую форму ради блокады белых. Далее нужно решать, какой из двух разрывов закрывать в первую очередь. Решение принимают исходя из обстановки вокруг.

Советы школы стратегии и го: 23

Угол дороже стороны. Базовая идея в конфликтных ситуациях сначала защищать угол (камень 1), а отмеченный камень на стороне защищать во вторую очередь. Исключения редки, но они есть.

Шаги го: 88

Черным следует занимать перекресток А, развивая угловой отряд на сторону и обгоняя ушедших вперед белых. Но исходя из общей ситуации, черные могут пренебречь важностью угла ради атаки на три белые камня. Постановка 1 занимает ключевое для из развитие место, жертвуя А.

Шаги го: 87

Забытое угловое построение из императорского Китая. Черные развивают камень на стороне, а не в углу. Дальше есть несколько разных вариантов действий белых и черных. Если белые найдут самый сильный путь игры, то получат в углу Ко.

Шаги го: 86

В определенных случаях можно жертвовать развитием угла ради захвата позиции на стороне (белый 1). Цена такой жертвы высока: противник заработает мощную плотность, напирая на неразвитый угол.

Шаги го: 85

Выход из окружения — это фундаментальная идея игры Го. В угловых построениях важно выйти на сторону и просматривать центр, что позволяет подключить построенные в углу камни к другим стройкам или конфликтам. На рисунке слева черные выпрыгнули из-под белых по правилу: от трех камней прыгай через один шаг. Так следует делать по возможности всегда, чтобы не позволить огородить себя в углу. Полностью запертые камни в углу обесцениваются в два раза по сравнению с незаблокированными.

Шаги го: 84

Выпрыгивание 1 также важно как развертывание 2. Пропуск таких прыжков — одна из самых распространенных ошибок. Цена пропуска порой превышает 10 очков.

Шаги го: 79

Прыжок в центр в погоне за опережением. Важная часть операции гашения, которую проводят здесь белые. Черные также прыгают, стремясь обойти белый отряд.

Шаги го: 82

Соревнование за опережение между черным 1 и белым 2. Это важная часть многих угловых построений. Выход на сторону.

Шаги го: 81

Блокада камнями 1 и 3 ценится так дорого, что ее называют «поворотом на миллион долларов». Тут она сделана еще и в темпе.

Шаги го: 80

Блокирующий поворот в построении на стороне. Принципиальная часть данного построения, без которой черные камни станут слабыми.

Шаги го: 77

Хитрый блокирующий маневр черных 1 (соединяет черных и защищает угол) и блокирующий поворот белых 4 следуют той же идее.

Шаги го: 76

В любой непонятной ситуации бери угол. Угловые построения нацелены на угол. Что и неудивительно.

Шаги го: 75
Шаги го: 57
Шаги го: 74
Шаги го: 71
Шаги го: 73
Шаги го: 72

Типичные ошибки при построении владений

Шаги го: 69

Поспешное строительство забора вместо достройки позиции в углу. Сейчас черным выгоднее занять А. И лишь много позже ставить камень 1.

Шаги го: 68

Схожая ошибка. Черным следует занимать господствующую позицию над белым углом, косвенно окружая белый камень справа. А — ключевое место.

Шаги го: 63

Уход в глухую оборону. Черным не надо быстро закрывать угол. Лучше сделать ставку на развитие, поэтому сначала А.

Шаги го: 62

Лобовые попытки остановить чужой отряд обычно приводят к развалу на части. Черным выгоднее самим развиваться по стороне в А, косвенно сдерживая белых.

Шаги го: 67

Погоня за второй линией вместо движения по третьей (А) — ошибка. Проблема в разрыве.

Шаги го: 66

Дублирование работы камней. Постановка 1 выполняет ту же работу, что уже делает отмеченный камень. Здесь много способов косвенно связать черных и избежать появление бездельника.

Шаги го: 65

Медленное развитие. Белые могут и должны выпрыгивать в А, так как черные стоят от них далеко (не вплотную).

Шаги го: 64

Лазание по дырам. Обычно приводит к отрубанию любопытных «носов» и укреплению противника. Верное решение для черных — это развитие по стороне (А).

Шаги го: 61

Подставление разрыва под удар. Это кажущаяся «стратегичной» постановка является популярной ошибкой. Против плотного строя сам стройся вплотную (в А).

Шаги го: 60

Брошенные недостроенные отряды — это катастрофа. Отмеченные белые в углу еще не способны самостоятельно жить. А черные уже получили свою внешнюю стенку за их счет.

Шаги го: 59

Добивание мертвецов. Это неизящно.

Шаги го: 58

Попытки слабыми силами окружить сильного. В данном случае у белых два разрыва А и В, через которые черные легко выйдут из окружения. Белым следует спокойно соединить камни, например в А, чтобы стать сильнее.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены