История игры Го

Археологические находки

Комплект камней

Камни из могилы генерала  Лю Бао (Западная Цзин). Похоронен в 301 году н.э. Комплект из 232 или 289 (по разным источникам) желтых и черных камней  был найден при раскопках в 1974 году. Материал — галька. Это самый старый найденный полный комплект камней для игры Го с чашами.

Фрагмент гобан

Фрагмент грубо сделанной доски для Го, найденной при раскопках в 1990-х годах в мавзолее Янлин императора Цзин-ди (188-141 до н.э.). Доска представляет из себя плиту с процарапанной сеткой. Возможно, что доску использовали стражники ворот мавзолея, так как фрагмент найден у ворот гробницы. Датируется эпохой Западной Хань (206-25 до н.э.). Размер фрагмента 28,5х19,7 см. Фрагмент включает участок 13х10 линий. Звезда отмечена на перекрестке 4х4.

Гобан 3
Доска 17х17

Каменная доска размером 17х17, найденная при раскопках в 1952 году в захоронении эпохи династии Хань (25-220 гг.). Размер доски 69х69 см. Это самая древняя целиком сохранившаяся доска для игры Го.

Несмотря на то, что изобретение игры Го датируется историками эпохой династии Чжоу (11-3 век до н.э.), пока удалось обнаружить артефакты не ранее эпохи Хань. Причем наибольшее число предметов датируются еще более поздним периодом: 6-8 века.

Согласно легендам и мифам, игра была изобретена в 3000 до н.э. императором Яо. Первое упоминание этой легенды в записках о происхождении вещей, Чжан Хуа (3 век): «Император Яо изобрел Го для развития ума своего сына Дан Чжу». В качестве названия игры в ту эпоху использовали иероглиф  , который переводится как «игра». О названиях Го будет сказано ниже.

Легенда претерпевала изменения. Читаем в старейшем в Китае Аналитическом словаре иероглифов:  «Император Шунь изобрел Го для развития ума своего непонятливого сына Шан Чжуна».  Затем эта версия перекочевала в Китайско-японский словарь иероглифов 10 века в таком виде:  «Яо и Шунь обучали Го своих непонятливых сыновей». И когда в 18 веке один из сегунов обратился с запросом об истоках Го к мастерам четырех японских школ Го, те ответили ему, что издавна принято считать, что император Яо изобрел Го и его сын обучался игре. Современные историки считают, что эта легенда является вымыслом, а прототип игры Го зародился во времена династии Чжоу в 11-9 веках до н.э.

Гобан 3

Доска Го из белой керамики. Найдена в захоронении эпохи династии Суй (581-618). Доска изготовлена в виде модели размером 10,2х10,2 см. Поэтому края поля сделаны так, что играть на ней невозможно. Размер поля 19х19 с пятью звездами. О версиях звездной разметки поговорим позднее.

Комплект игры го

Фрагмент доски для шашечной игры, предположительно Го, найденный в 2015 году при раскопках некрополя Хайхуньхоу. Предполагается, что в главной усыпальнице похоронен внук знаменитого императора У-Ди по имени Лю Хэ. Захоронение относится к эпохе династии Западная Хань (206-24 до н.э.). Если это действительно доска для Го, то она является древнейшей из всех ранее обнаруженных археологических находок. Фото China Daily.

Доска го

Комплект Го из сокровищницы японских императоров Сесоин в Нара. Этот набор подарен Кударой (император Кореи) знатному японскому вельможе  Фудзивара-но-Каматари, который жил в 7-м веке. Поле 19х19 с 17 звездами — корейский вариант. Однако стиль доски явно китайский. Хотя, до нас не дошли корейские комплекты той эпохи. Изготовлен из благородных пород дерева (сандал, черное дерево), инкрустирован серебром, золотом и перламутром. Всего в Сесоине хранится 3 доски и четыре набора камней.

Переход от игры с разметкой 17х17 к 19х19, видимо, произошел в эпоху «ренессанса» традиционной культуры во времена династии Суй. В этот же период игровое поле Го уже используется в качестве календаря. Это возможно благодаря тому, что на доске 361 перекресток, что соответствует 360-ти дневному лунному году. Центральный перекресток не в счет, он символизирует Великий предел и небесную ось. По 1-й линии на таком поле 72 перекрестка, что равно числу недель в году. Таким образом с помощью отметок, вынесенных за рамки поля, можно разделить 1-ю линию на 24 сезона. Отсчет начинается с нижнего левого угла, где расположена весна. Роль остальной части поля при этом остается не ясной. Активное использование доски в качестве календаря даже подвигло средневековых ученых к выводу о том, что игра Го возникла на основе календаря. Это, конечно не так, так как еще Конфуций говорил о Го. Хотя китайский философ называет игру «И», с древних времен это название прочно ассоциировалось с игрой Го.

Камни

В могиле выдающегося правителя эпохи Троецарствия Цао Цао (155-220) были найдены данные артефакты. Темно-коричневая фишка, возможно, является камнем для Го. Известно, что Цао Цао был одним из сильнейших игроков своего времени.

Сиань

Камни Го из музея в Сиане. Датируются 6-9 веками. Светло-зеленые из стекла. Белый и темные камни из агата. Форма этих камней отличается от плоской «таблетки», которая также была популярна в разные эпохи.

Сокровища Сесоин Нара

Камни для игры Го из сокровищницы японских императоров Сесоин (Нара). Судя по всему, это фотография 4-х наборов камней из кварца. Фото с официального сайта музея Сесоин.

Форма и материал игровых камней постоянно менялся. Известно, что уже во времена династии Тан начали изготавливать камни из ракушки Хамагури. Так что это не японское изобретение. В основном камни резали из агата или делали из стекла. При этом были очень популярны камни из сандалового дерева. Иероглиф названия игры «Чи»   указывает на то, что фишки были деревянные. Более позднее название игры «Го»  говорит о том, что для игры в качестве фишек стали использовать камни. В то время, как самое раннее название «И» (), видимо, подразумевает фишки из костей. Кстати, в одном из 4-х наборов Сесоина, крашенные красно-синие камни вырезаны из бивня слона. В то же время в трактате «Книга гор и морей» (5-3 век до н.э.), которая собрала в себя легенды и исторические данные эпохи Чжоу, упомянута игра «Чи» с крапчатыми цветными камнями, похожими по цвету на яйца диких гусей.

камни семьи Цао Цао 2

Древние камни для игры Го найдены в захоронении семьи правителя Цао Цао в Анхое. Они отличаются необычной формой в виде квадратных брусочков.

Комплект игры

Удивительные по красоте камни из слоновой кости в количестве 300 штук, по 150 каждого цвета. Они входят в показанный выше комплект, подаренный императором Кореи. Число указывает на игровой стандарт поля 17х17, что довольно странно, так как доска в комплекте 19х19. Камни покрыты красной и темно-синей глазурью. На камнях золотом изображены дикие гуси (отсылка к крапчатым камням эпохи Чжоу?)

Экспонат

Эти камни из стекла не ассоциируются с игрой Го. Они найдены при раскопках на острове Родос и датируются 11 веком до н.э. Всего было найдено несколько таких одинаковых фишек. Однако они очень похожи по дизайну на традиционные камни для Го. Хранятся в Британском музее. Скорее всего, это камни для древнегреческой игры «петея» (камни). Эта игра моделировала осаду Трои. Общее с китайской игрой в окружение, конечно же, есть.

Раскопки

Эти игровые фишки из керамики также не ассоциированы с игрой Го. Они найдены при раскопках в столице Вагрии Ольденбурге (Старград). Это столица балтийских славян, покоренная Оттоном I Великим. На севере средневековой Европы была популярна игра на окружение «хнефатафл» (Alea Evangelii), которая использовала поле размером 19х19 и возможно являлась наследницей греческой «петеи», так как тоже моделировала осаду. Однако эта игра сильно отличается правилами от правил Го. Есть вероятность, что Го проникло в искаженном виде в Европу по Шелковому пути еще во времена Рима и было воспринято в форме такой осадной игры.

Версии происхождения игры Го

Некоторые историки связывают изобретение Го со знаменитыми схемами Хэ Ту и Ло Шу. Они показаны справа. Считается, что они были разработаны во времена Вэнь Вана (вождя племени чжоусцев) и У Вана (первого императора династии Чжоу). Это 11 век до н.э. Хотя согласно легендам, обе схемы относятся к допотопным временам, когда Китаем правил Фу Си.  Возможно, что данные схемы были разработаны в дописьменную эпоху и иллюстрировали взаимосвязь климата, сезонов, географических направлений, сил инь и ян. То есть схемы использовали для ведения сельского хозяйства. Такова одна из современных версий.

Во времена У Вана на горе Qizi (棋子) жил знаменитый мудрец Цзыци (箕子). Он впоследствии стал легендарным первым правителем Кореи, Современная корейская историческая наука с этим не соглашается. Этот мудрец занимал высокое положение при дворе последнего правителя династии Шан и обличал его плохое правление. Он был изгнан из столицы, но поступил на службу к У Вану, который стал первым императором новой династии Чжоу.  Также Цзыци приписывается изобретение гадания и Книги перемен. В названии горы, как и в имени мудреца мы видим тот же иероглиф, что обозначает игру Го — 圍棋 (вейци). Сам иероглиф обозначает фишку для гадания. Отсюда появилась гипотеза, что и игру Го изобрел он.

Схема

Схема Ло Шу или Магический квадрат. На его основе сделана головоломка судоку. Согласно мифу, эта схема была обнаружена на панцире огромной черепахи, которая вышла из реки.

Предел

Карта желтой реки (Хэ Ту) и великий предел. По легенде, рисунок был обнаружен на теле коня-дракона, который вышел из Хуанхэ.

На обеих схемах мы видим черные и белые кружочки, напоминающие фишки для игры Го, расположенные по линиям. Напомню, что особенностью игры Го является то, что камни ставятся на линии сетки в перекрестки, а не в клетки, как в большинстве других игр. Также мы видим, что кружок, обозначающий «1» белого цвета. Как известно, в древности первыми начинали игру белые.

Изображенный на нижнем рисунке Великий предел, символически обозначен на доске Го центральной звездой и крайней линией, между которыми и располагаются в игре черные и белые камни.

Исследователи из Китая и Японии считают, что игра Го зародилась одновременно с появлением представлений о Великом пределе, силах инь и ян и практикой гадания по триграммам. Гадание Чжоу И (циклические перемены), изобретение которого приписывают Вэнь Вану и Цзыци заменило архаические предсказания по костям и панцирям. Высокий уровень абстрактности этой системы схож с абстракцией игры Го. Даже условные обозначения схожи — черные и белые фишки. Тем более, что древнее название игры Го — «Чи» зафиксировало в себе прямую связь с гаданием. Радикал иероглифа буквально означает фишку для гадания. С этой гипотезой соглашался и Го Сэйгэн.

Инь Ян 2

На этом рисунке слева изображены четыре триграммы, символом которых являются четыре звезды в углах на доске Го.  Справа мы видим Zhanfang — изображение гадательного приспособления древних китайцев. Он представлял из себя квадратное деревянное основание, разделенное на четыре сектора по сторонам света и круглое подвижное навершие, на котором также были отмечены триграммы. Вращая верхнюю часть можно было соединять триграммы с теми, что отмечали четыре сезона по углам. В результате получалась гексаграмма, которая позволяла предсказать исход того или иного начинания. В древнем трактате по гаданию сказано: «Вращай ши (круглую часть) и проясняй Чи (в смысле гадательные фишки)». Возможно, что эта формула описывает прото-версию игры Го, когда выставление камней на квадратную часть Zhanfang’а было частью процедуры гадания.

Компас

Это китайский компас. Дизайн его основания подобен показанному слева прибору для гадания. Здесь мы видим разделенный на четыре сектора квадрат и круглую середину. Кстати, компас также использовался и для предсказаний.

Бань Гу в трактате «Превосходство Го» писал: доска квадратна и символизирует землю, камни круглы и символизируют инь и ян, линии сетки символизируют сеть небес. Аналогичная символика соединения земли и неба заложена в Zhanfang.

Инь Ян

На рисунке слева приведена реконструкция того, как появилась игровая доска для Го. Это одна из гипотез. Сначала это было квадратное основание для Zhanfang, разделенное на четыре части. На нем были отмечены четыре триграммы по углам. Сейчас они остались лишь в виде четырех звезд. Центральная звезда — это ось неба, которая позволяла вращать подвижную круглую часть, на которой в свою очередь было сначала 4 триграммы, а затем их стало восемь. На правой части рисунка изображен возможный вариант гадательного приспособления, который использовали во времена Вэнь Вана. Сетка игрового поля обозначала 64 гексаграммы (8х8 клеток).

Доска 8х8 клеток в сумме дает 64 клетки. Каждая клетка соответствует одной гексаграмме. Однако, если игру вести по линиям, то размерность поля будет 9х9. Таким образом, можно предположить, что играли по перекресткам, а гадали с помощью клеток. Либо данная матрица просто фиксировала знание о 64 гексаграммах. Историки полагают, что затем четыре поля 9х9 были объединены в одно. Так появилась доска 17х17. У нее 64 перекрестка по первой линии, которые символизируют связь с 64 гексаграммами. Но клетки здесь уже ничего не обозначают. Таким образом инструмент гадания преобразился в стратегическую игру. Конечно, возможно и обратное: древние чжоусцы использовали найденные ими артефакты Го для гадания, приладив к игровому полю подвижную часть с триграммами. 

Московская школа игры и стратегии: 62

Увеличение игрового поля до размера 19х19, возможно, связано с угасанием практики гадания и окончательным становлением Го в качестве военно-стратегической игры. Также поле 19х19 иллюстрирует десятеричную систему счисления. В средние века математика и военное искусство стали важнее гадания для нужд сельского хозяйства. 

Звезды и предустановленные камни

Можно уверенно говорить, что на китайских игровых полях до 12 века было нанесено пять звездных точек. Затем это число увеличилось до 9. При этом древние японские доски 7-9 веков уже были размечены девятью звездами, а корейские доски имели 17 звездных точек.

В одном из китайских трактатов по гаданию сказано: «Соедини сеть небес со звездами земли». Под сетью исследователи понимают законы небес, выраженные 64 гексаграммами — линии сетки на доске Го. Звезды же могут означать пять первоэлементов (огонь, воду, землю, метал и дерево) или же девять чисел Магического квадрата Ло Шу.

Московская школа игры и стратегии: 61

Возможно, звездные точки символизировали схему Ло Шу. Тогда выставление камней в данном порядке помогало запомнить порядок и положение чисел в квадрате, а также их соответствие инь и ян. Далее с такой позиции начиналась игра.

Московская школа игры и стратегии: 60

У схемы Ло Шу есть второе название «диаграмма предсказания 9 звезд». Каждая звезда имеет свой цвет, как показано на данном рисунке.

Московская школа игры и стратегии: 59

Казалось бы, какая может быть связь между показанным порядком выставления камней и игровой практикой? Однако в современном Го подобная идея иногда встречается в разных вариациях под названием фусэки «Южный крест». На диаграмме слева показано начало игры между основателями школы Го Иноуэ и школы Го Ясуи — двух из четырех домов Го, образованных при сегуне Токугава. Игра датирована 1625 годом. Обратите внимание на постановки черных 1 и 5. Они повторяют логику, заложенную в порядок чисел Ло Шу. Возможно, что столь странное начало игры отражает забытую ныне часть этикета Го, когда начальные позиции определялись не творчеством игроков, а классическими моделями? Например, схемами Ло Шу или Хэ Ту.

Иная, не менее загадочная, модель предустановленной позиции связана с диаграммой «Благословение небес на землю». Она приводится в трактате «Таинственная сутра Го», который является японским переизданием китайского трактата 14 века «Врата ко всем чудесам» (Xuanxuan Qi Jing 玄玄棋经, дословный перевод: врата в Чи, то есть в игру). Судя по всему, он никогда не переводился полностью на английский. На русском есть только перевод канона «Классика Вейчи в 13 главах». Ниже на рисунке слева показано начало диаграммы и ее конечная позиция. Историки предполагают, что игра начиналась с данной позиции. Го Сэйгэн считал, что подобное начало должно было исключить зеркальную симметрию в Го, когда один игрок копирует постановки второго. Другие исследователи полагают, что 64 камня означают 64 гексаграммы. Таким образом игра проходит в пространстве, которое уже регулируется законом Перемен. С точки зрения Го такая игра сразу же превратится в кровавую битву, и в общем, играть в такой позиции довольно сложно. Но быть может, древние мудрецы подходили к данной позиции с точки зрения гадания и предсказания будущего, а не дележа территории? Заметим, что традиционно в Китае первый камень ставился в нижний левый угол, где в календаре расположена весна, то есть начало года.

Московская школа игры и стратегии: 58

Любопытно, что в тибетских правилах Го есть ограничение на дистанцию постановки: вы не можете поставить свой камень дальше чем на 1 пустой перекресток от уже стоящего вашего камня. Получится  похоже на эту картину, не правда ли? Тибетцы играют на поле 17х17 с двенадцатью предустановленными камнями. В современной теории Го часто при подходе к одиночному камню мы держим дистанцию в один шаг, хотя сейчас этому можно дать техническое объяснение.

Московская школа игры и стратегии: 57

Это одна из самых ранних японских записей игр. Датируется 1561 годом. Игроки: Санада Масаюки и его сын — два аристократа, воевавшие в чине генералов  на стороне Такэда Сингэна (сторонники императора) в гражданской войне против триумвирата аристократов Токугава, Нобунага и Хидэеси. В войне победили последние, основав сегунат. Фусэки в этой игре примечательно своим симметричным мотивом, напоминающим диаграмму слева. 

Московская школа игры и стратегии: 56

Предустановленная позиция в вейцы. Использовалась как минимум с 13 века до 20 века.

Московская школа игры и стратегии: 55

Предустановленная позиция в бадук (корейская версия Го). Так играли с  древних времен до середины 20 века.

Московская школа игры и стратегии: 54

Предустановленные камни в тибетской версии игры Го. В Тибете так играют до сих пор.

Московская школа игры и стратегии: 53

Вы спросите, что это? Это предустановленная позиция для игры Alea Evangelii (трактат Corpus Cristie Manuscript, Ирландия, 1042 г.). Это версия игры «хнефатафл», которая использует доску 19х19. Камни стоят на перекрестках и движутся как ладьи. В центре доски находится царь (хнефи) или “царский камень”. Камни снимаются при окружении с обоих сторон. Царь матируется, когда он заблокирован с четырех сторон, что напоминает окружение камня в Го. Царь спасается, дойдя до одной из четырех точек в углах доски. На доске находятся вначале 73 камня: один царь (примариус вир) в центре, его охраняют 24 защитника (вири), и все они окружены 48 нападающими (хунны).

Возможно, что данная идея предустановленной позиции была почерпнута наблюдателями-европейцами, которые видели, как гости с Востока, прибывшие по Шелковому пути, выставляют схему «Благословение небес на землю». А возможно, в те времена было нормой выставить предустановленную позицию, моделирующую какое-нибудь знаменитое сражение.

Первые письменные свидетельства

Самое раннее упоминание игры Го находим у Конфуция (6 век до н.э.). Он говорит о двух играх «Бо» и «И», или же об одной игре «Бо И», что тоже можно перевести как «игра». Китайские историки с древних времен указывали, что И — это Го.

Об игре Го пишет один из последователей Конфуция — Мэн-цзы (4 век до н.э.).

Ученому эпохи династии Хань по имени Бань Гу приписывают трактат «Превосходство Го» (Yizhi 弈旨), где автор подробно излагает принципы и философию Го. Текст датируется 1 веком н.э., но в оригинале до нас не дошел. Он приводится в энциклопедии Ивэнь Лэйцзю, которую составил в 7 веке еще один китайский ученый Оуян Сунь. Кто его истинный автор — неизвестно.

«Классика Го» (Dunhuang Qijing 敦煌写本 [碁经]) — самый ранний исторический документ (6 век н.э.), посвященный правилам игры Го. В нем использован иероглиф ««, ставший названием для игры в Японии. Это необычно для китайских текстов. Хотя мы имеем дело со значительно более поздними подлинниками.

«Собрание безмятежного и беззаботного времяпровождения»  (Wang You Qing Le Ji 忘忧清乐集) — трактат по игре Го 1100 года издания. Он довольно объемен и содержит десятки задач, иногда очень сложных, несколько поэтических эссе о Го и самые ранние записи игр, в том числе «диаграмму У», которая иллюстрирует игру между правителем эпохи Троецарствия Сунь Це со своим вассалом Лу Фанем. Считается, что эта игра все-таки является поздней выдумкой. На русский язык этот трактат не переводился. Есть частичный английский перевод.

«Врата ко всем чудесам» (Xuánxuán Qíjīng 玄玄棋經) — издание 14 века, ставшее популярным в Японии. В нем следующие главы: «Введение», «Классика Го в 13 главах» (автор Чжан Ни, 11 век), «Искусство Го» (автор Ма Рон),  «Десять секретов Го», «Происхождение Го» , «Превосходство Го» (автор Бань Гу), «Секреты искусства Го», «Поэма о понимании Го», «32 термина Го», «Первые дзёсэки и фусэки», «Игры», 376 задач на жизнь и смерть. Этот сборник, судя по всему, никогда не был полностью переведен на английский. Более того, современные издатели выпускают его в усеченном виде, делая упор на задачи.

Картина

Самое раннее изображение игры Го — «Красотка играет в Го». Обнаружено в захоронениях в Астане на северо-западе Китая в оазисе Турфан. Возраст находки 7-9 века. На шелковом свитке мы видим доску 17х17. Девушка в нарядном платье держит камень двумя пальцами. Правда, мы сейчас кладем указательный палец под средний. Здесь же изображено наоборот.

Гобан

Редкое фото одного из двух неизвестных гобанов, которые хранятся в Сесоине, наряду с известным корейским комплектом. Возраст доски — 7-й век. Она размечена девятью звездами, но выполнена в традиционном китайском стиле (и по идее звезд должно было бы быть пять). Разметка сделана с помощью инкрустации слоновой костью.

Разряды мастеров Го

Еще Бань Гу в «Превосходстве Го» говорил о том, что в его время существовала система разрядов для определения искусности игроков. Как назывались классы мастерства во времена Бань Гу и сколько было уровней — мы не знаем. Вот цитата из его сочинения:

«[В Го] сильные и слабые не сходятся друг с другом, а имеют между собой тонкие различия, и игроки имеют разряды. Подобно и в школе Кун-цзы, где Ху и Цзы подчинялись друг другу. Наименования игроков в Го соответствуют их уровню. Они планируют, изобретая стратегии. Так во времена Тана и Юя определяли понижение в должности и поощрение, исследуя достоинства«.

Разработанная система рангов описана в трактате Чжан Ни «Классика Го в 13 главах» (Qijing Shisanpian 棋经十三篇). В ней приведены 9 классов, которые называются «пин» . В английском издании они названы «уровнями ума», в переводе Б. Виногородского — «подходами».  Названия каждого класса можно переводить и интерпретировать по-разному. Возможно, что данная система использовалась не только для игры Го, но для всех четырех Благородных искусств: каллиграфии, живописи, игре на цинь и Го.

9 классов Го:

  1. 入神 Совершенный мастер [сверх человека]
  2. 坐照 Сидеть в просветлении
  3. 具体 Полная ясность
  4. 通幽 Постигать скрытое
  5. 用智 Использовать ум [ мудрость]
  6. 小巧 Утонченность искусства
  7. 斗力 Состязаться в силе
  8. 若愚 Притворная глупость
  9. 守拙 Удержание глупости

Нельзя однозначно сказать, идет ли здесь речь о возрастающих классах мастерства или же описаны разные качества мастера, которые он использует в игре. Традиционно считается, что 9 класс низший (в английском переводе он назван «глупец»), а первый — высший. Однако такую интерпретацию критикуют, хотя она возможна. Вопрос в том, что понимать под удержанием: контроль над глупостью или подчинение ей.

Во времена династии Мин, а возможно и раньше, в Китае был учрежден титул Гушоу (国手), который в современном Китае означает звание национального чемпиона, а ранее означал мастера. После того, как мастеров, носящих такой титул, стало довольно много, был учрежден титул великого мастера — Дагушоу.

В Японии по указанию первого сегуна Токугава в 1612 году был проведен квалификационный турнир, который определил высшим мастером — Мэйдзином (名人) советника сегуна по Го и стратегии Хонимбо Санса. Все должны были играть с ним, беря черные камни. Этот ранг был эквивалентен классу 9-й дан. Также он давал право на правительственную должность «годокоро» (министр Го). Борьба за это звание была связана со множеством интриг между мастерами четырех школ Го (Хонимбо, Иноуэ, Хаяси и Ясуи). После реставрации Мэйдзи в 19 веке титул мэйдзина был отделен от дановского ранга. Тогда же был учрежден квалификационный турнир Оотэай, на котором мастера в Японии получали повышение в данах. Эта система действует и сейчас.

Сегодня традиционной считается следующая система игровых классов: 20 ученических степеней кю, 7 любительских ступеней дан и затем 9 профессиональных дановских ступеней. Разделение данов на любительские и профессиональные произошло после объединения мастеров Японии в профессиональную организацию Нихон Ки-ин в 1924 году. Например, в эпоху сегуната дановский сертификат могли получить исключительно ученики одной из четырех школ. Они поступали в эти школы в статусе, аналогичном послушнику буддийского монастыря.

История правил игры

Первый свод правил Го был подготовлен и издан лишь в начале XX века. Эту работу провели японцы. Странная ситуация для игры с историей в несколько тысяч лет, не правда ли? Однако, традиционно правила передавались устно. Более того, никто не знал их исчерпывающий перечень. Похоже, что правила Го намеренно передавались в неопределенных и туманных формулировках. Даже сейчас немногие знатоки понимают все нюансы иррациональных позиций. До составления их списка споры об исходе поединка приводили к серьезным конфликтам. В одном из них поучаствовал и Го Сэйгэн. Тогда история вышла на уровень правительства Японии. Мастер согласился признать свое поражение в партии лишь при условии, что японская ассоциация Нихон Ки-ин выработает точный свод правил игры. На это ушло почти 15 лет.

Go Seigen

Го Сэйгэн (Go Seigen)

Древнейшим текстом с описанием правил игры является «Классика Го» VI века. В нем мы находим всего одно предложение, посвященное правилу подсчета итога игры. Не много. Открытым вопросом остается время, когда было установлено правило «пасса», то есть разрешение объявить пасс. В данном трактате об этом нет упоминаний.

Главное отличие древних правил от современных в том, что итог игры определялся подсчетом живых камней, а не территорий. Цитата из трактата: 碁有停道及兩溢者,子多為勝。Дословный перевод: «[В] Го разделены (остановлены) дороги и оба переполняются, камней больше – победитель».  Понять смысл фразы очень сложно, так как по-видимому, «дороги» и «переполнение» — это особые термины, а не просто метафорические фигуры. Вообще линии сетки в более поздних текстах так и называются: дороги. Однако в цитате говорится об особом статусе перекрестков.  Иероглиф «дорога» означает пустое пересечение, окруженное камнями одного цвета и соответствует японскому термину «моку» (очко, огороженное пустое место). Пустые и не огороженные перекрестки в Японии называют «дзи» — земля, а перекрестки дыханий — «дамэ». Последний термин также означает «бесполезное действие». Напротив, «моку» — это не пустой, а огороженный перекресток. Владение, говоря в терминах русского Го. Например, глаз — это моку.

Термин «переполнение» объяснен в более позднем трактате о Го («Врата ко всем чудесам») следующим образом: переполнение – наполненность до предела; полнота без переполненности. То есть, «переполняются» означает: достигают предела наполненности. Иероглиф «останавливать» в трактате использован в значении: равная часть, разделить на двоих поровну.

Тогда смысл всей фразы следующий: если пустые территории равны, то побеждает тот, у кого больше камней. Речь идет о подсчете живых камней. Игра останавливается, и игроки переходят к подсчету, когда нет ни одного места, куда полезно поставить камень. Если размеры владений равны, то побеждает тот, у кого стоит больше камней на доске.

Это описание упрощает архаичный подсчет очков, описанный Го Сэйгэном: «Согласно старым китайским правилам, оба игрока: и черный, и белый – поочередно занимали все ничейные перекрестки. Затем они занимали все перекрестки в своих территориях. В конце тот, у кого было больше камней на доске, побеждал. Более того, согласно системе «киритин» (подсчет отдельных отрядов), отдельные группы камней заполнялись камнями до тех пор, пока в них не оставалось два глаза. То есть, если ты мог соединить в игре разделенные отряды, то получал два очка прибыли. Это похоже на выгоду от меньшего числа групп в игре».

Таким образом, в Классике Го описана система подсчета живых камней при учете того, что размеры огороженных владений у игроков равные. Если они эквивалентны, то нет смысла заставлять их камнями до упора, можно просто подсчитать число живых камней. Не забываем при этом учесть число разделенных отрядов. Если у одного игрока их больше, то за каждый такой отряд он дает противнику один камень (эквивалентно двум очкам, за глазные пункты).

В традиционных японских правилах, которые восходят к эпохе китайской династии Тан (когда Го официально пришло в Японию), данная система подсчета инвертирована. Японцы выравнивают число камней на доске, возвращая пленников на территорию их цвета. Затем игроки подсчитывают только пустые огороженные перекрестки, не учитывая равное число камней. Современные историки полагают, что так подсчитывали итог игры и в Китае во времена Тан. Так что японские правила подсчета, похоже, сохранились в неизменном состоянии с 8-го века. Единственное отличие японских правил — в них нет правила «киритин». Но сравнивать мы можем только с более поздней редакцией китайских правил (11-14 века). Брали ли в Китае «налог на глаза» в эпоху Тан — неизвестно.

Иероглифы

Оригинальный текст из свитка «Классики Го»

Особый вид искусства: стихи из 360 слов на доске Го.

Правило «киритин» является наследием древности и восходит к принципу «переполнения», о котором мы говорили выше. Смысл его в том, что камни выставляются до тех пор, пока не будут заняты все пустые места, но без ущерба для жизни уже стоящих отрядов. Последнее важно. В современном Го этот принцип не применяется. Однако он использовался в Китае до 30-х годов XX века. «Киритин» запрещает занимать камнями глазные перекрестки у отряда. Также как мы не ставим камни во время игры в два глаза, игроки древности при подсчете итога не могли занять глазные перекрестки камнями. Ведь два глаза необходимы для жизни отряда. Кстати, дети и начинающие, выставляя пленников, часто спрашивают о статусе полностью заставленных камнями территорий, говоря о том, что они съедены. Ведь дыханий не осталось! Так вот, по старым правилам при подсчете в каждом отряде оставалось два пустых перекрестка. Добиваясь «наполненности без переполнения», все огороженные участки занимались камнями. Но в каждом оставалось два глаза. Что это означало? Если у игрока было больше раздельных отрядов, чем у соперника, то он терял на каждом отряде 2 очка, необходимые для жизни камней. Соединение своих отрядов приносило 2 очка прибыли. 

Как уже отмечалось, в японских правилах подсчета данное правило отсутствует.  Не ясно, с чем связан отказ от него. Но косвенно правило «киритин» все равно сохранилось и у японцев. Вспомните ситуацию сэки, когда отряды живут на общем владении. На рисунке справа глазные перекрестки черных не подсчитываются. Это наследие правила киритин времен династии Тан. Глаза необходимы камням для выживания и в счет не идут. Количество камней в сэки японцы не считают, так как при подсчете общее число камней будет выровнено выставлением пленников. По-настоящему, из-за нечетного числа перекрестков, иногда у черных на один камень больше. Японская система пренебрегает этим нюансом. В Средневековом Китае он был учтен требованием выровнять либо число живых камней на доске, либо число огороженных территорий. Если последняя постановка была за черных, то черные убирали один свой камень с доски. И затем игроки выставляли пленников (как и японцы), сравнивая лишь пустые территории.

Московская школа игры и стратегии: 52

пример сэки

Состязание семи государств

В 11 веке Сыма Гуан, знаменитый историк и первый министр правителя династии Южная Сун изобрел новую игру. Игру он назвал «Состязание семи государств». Название Qi Guo Xiang Xi (七國象戲) можно перевести и как военный театр семи государств. На доске для Го размещались семь армий, иллюстрировавших эпоху Сражающихся царств. Позже ученый Пэй Циси нашел запись правил этой игры и вырезал их на деревянных блоках для оттиска на бумаге. Так в 13 веке появилась первое издание правил этой игры.

Подробнее о правилах этой игры в статье Китайские шахматы на доске Го

Камни го 7 цветов

Расстановка армий на игровой доске

Камни династий Тан и Сун (7-11 века)

Камни го из сокровищницы

Камни из японской сокровищницы Сёсоин. Кварц и агат, эпоха Тан.

Камни династии Тан

Каменные фишки эпохи Тан. Форма чечевичная, принятая сейчас в Японии. Как известно, игра Го завоевала популярность в Японии именно в этот период времени. Судя по всему, японцы сохранили с той поры стандарт формы камней.

Династия Сун камни

Шесть камней для Го, найденные в Цзяочжоу. Относятся к эпохе династии Сун. Материал стекло, скорее всего.

Камни Го династии Ляо (11-13 века)

Камни го из хрусталя

Камни из хрусталя. Династия Ляо.

Синие камни го

Стеклянные камни темно-синего цвета. С хорошей прозрачностью. Династия Ляо.

Камни го

Камни «таблеточной» формы эпохи Ляо. Материал, скорее всего, стекло.

Го из горного хрусталя

Хрустальный камень из руин Ци. Династия Ляо (?).

Тыльная сторона го

Камень с тыльной стороны. 

Камни го из агата

Агатовые камни чечевичной формы, династия Ляо. 

Камни Го монгольской династии Юань (13-14 века)

Керамические камни го

Керамические плоские камни с тиснением. Юань.

Бирюзовый камень го

Стеклянный камень каплеобразной формы, династия Юань.

Самые дорогие камни Го

Камни из керамики с рисунком птиц. Комплект оценен в 1,5 миллиона долларов.

Камни для игры Го династии Мин (14-17 века)

Камни го

Стеклянные камни разного размера.

Камни го из стекла

Камни «юн цзы» из синего стекла

Камни Го династия Мин

Зеленое и коричневое стекло. Мин.

Фарфоровые камни.

Фарфоровые камни с необычным рельефом.

Камни го из стекла

Стеклянные камни.

Камни го

Камни из фарфора в глиняных чашах-горшочках.

Камень го

Плоский камень с иероглифом «Ум».

Белые и красные камни го

Камни из желтого и красного агата. Возраст неизвестен, возможно династия Цинь.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены