Древнейшим текстом с описанием правил игры является «Классика Го» VI века. В нем мы находим всего одно предложение, посвященное правилу подсчета итога игры. Не много. Открытым вопросом остается время, когда было установлено правило «пасса», то есть разрешение объявить пасс. В данном трактате об этом нет упоминаний.
Главное отличие древних правил от современных в том, что итог игры определялся подсчетом живых камней, а не территорий. Цитата из трактата: 碁有停道及兩溢者,子多為勝。Дословный перевод: «[В] Го разделены (остановлены) дороги и оба переполняются, камней больше – победитель». Понять смысл фразы очень сложно, так как по-видимому, «дороги» и «переполнение» — это особые термины, а не просто метафорические фигуры. Вообще линии сетки в более поздних текстах так и называются: дороги. Однако в цитате говорится об особом статусе перекрестков. Иероглиф «дорога» означает пустое пересечение, окруженное камнями одного цвета и соответствует японскому термину «моку» (очко, огороженное пустое место). Пустые и не огороженные перекрестки в Японии называют «дзи» — земля, а перекрестки дыханий — «дамэ». Последний термин также означает «бесполезное действие». Напротив, «моку» — это не пустой, а огороженный перекресток. Владение, говоря в терминах русского Го. Например, глаз — это моку.
Термин «переполнение» объяснен в более позднем трактате о Го («Врата ко всем чудесам») следующим образом: переполнение – наполненность до предела; полнота без переполненности. То есть, «переполняются» означает: достигают предела наполненности. Иероглиф «останавливать» в трактате использован в значении: равная часть, разделить на двоих поровну.
Тогда смысл всей фразы следующий: если пустые территории равны, то побеждает тот, у кого больше камней. Речь идет о подсчете живых камней. Игра останавливается, и игроки переходят к подсчету, когда нет ни одного места, куда полезно поставить камень. Если размеры владений равны, то побеждает тот, у кого стоит больше камней на доске.
Это описание упрощает архаичный подсчет очков, описанный Го Сэйгэном: «Согласно старым китайским правилам, оба игрока: и черный, и белый – поочередно занимали все ничейные перекрестки. Затем они занимали все перекрестки в своих территориях. В конце тот, у кого было больше камней на доске, побеждал. Более того, согласно системе «киритин» (подсчет отдельных отрядов), отдельные группы камней заполнялись камнями до тех пор, пока в них не оставалось два глаза. То есть, если ты мог соединить в игре разделенные отряды, то получал два очка прибыли. Это похоже на выгоду от меньшего числа групп в игре».
Таким образом, в Классике Го описана система подсчета живых камней при учете того, что размеры огороженных владений у игроков равные. Если они эквивалентны, то нет смысла заставлять их камнями до упора, можно просто подсчитать число живых камней. Не забываем при этом учесть число разделенных отрядов. Если у одного игрока их больше, то за каждый такой отряд он дает противнику один камень (эквивалентно двум очкам, за глазные пункты).
В традиционных японских правилах, которые восходят к эпохе китайской династии Тан (когда Го официально пришло в Японию), данная система подсчета инвертирована. Японцы выравнивают число камней на доске, возвращая пленников на территорию их цвета. Затем игроки подсчитывают только пустые огороженные перекрестки, не учитывая равное число камней. Современные историки полагают, что так подсчитывали итог игры и в Китае во времена Тан. Так что японские правила подсчета, похоже, сохранились в неизменном состоянии с 8-го века. Единственное отличие японских правил — в них нет правила «киритин». Но сравнивать мы можем только с более поздней редакцией китайских правил (11-14 века). Брали ли в Китае «налог на глаза» в эпоху Тан — неизвестно.