Если владение и влияние очевидно касаются пространства, четвертый «этаж» знаменует переход к стратегии управления временем. Темп — это стратегический цикл «целеполагание-действие». Ты ставишь цель, и если достиг ее, то заработал темп. Если при этом тебе удалось вынудить противника реагировать, а не достигать его цели, то противник не получает свой темп. Так он начинает отставать, реагируя на внешние стимулы вместо проведения своей стратегии. Отставание приводит к потере влияния, а затем и владения, то есть спуску на нижний этаж. Обычно такой провал означает недостаточную плотность групп. Да и плотные группы становятся слабыми, потеряв свою территорию. Ну а слабые камни уже можно окружать и лишать жизни. Так игроки перемещаются с этажа на этаж в процессе игры. Тот, кто терпит поражение, съезжает сверху вниз. Ключевой момент: нельзя победить с помощью владения или влияния того, кто играет на уровне темпа и времени. Он заведомо победит любого, кто бьется с ним с более низкого этажа. Умение удерживать темп соответствует уровню 6-7 дана.
С точки зрения японской теории Го здесь изучают важнейшую связку сэнтэ-готэ (темп-потеря темпа), легкие и тяжелые камни, искусство ко-борьбы, тонкости обменов (фурикавари) и ёсу-миру. В общем весь массив знаний, как вести игру в самой сложной средней стадии тюбан, когда игра ведется по всей доске без исключения.
Высший уровень стратегии требует понимания законов гармонии, баланса, красоты. Это этаж космоса и хаоса. Любопытно, что в русском языке нет аналога для греческого слова «хаос», если мы говорим о самостоятельном слове, а не производном с помощью частицы «не». Го Сэйгэн говорил о том, что лишь достижение полной гармонии камней на доске дает безупречную комплексную мощь. Что значит китайское слово «гармония» (Го Сэйгэн использовал китайский иероглиф)? Это термин из конфуцианства и означает он состояние, когда нечего улучшать. То есть такое положение дел, в котором невозможен кайдзен. Полный порядок во всем. Читаем у Конфуция: «Неизменное называется юн [гармония]» (Учение о середине).
Тема управления хаосом интересовала еще древних китайцев. В наше время она популяризирована американским теоретиком стратегии Стивеном Манном. Высшее мастерство стратегии состоит в умении находить тончайший баланс между порядком и хаосом. Камни в позиции мастера такого уровня превращаются в аттракторы порядка для своих и источниками хаоса для камней противника. Мы даже можем видеть, как меняются формы построений из-за невидимой силы гравитации между камнями. Они изгибаются, закручиваются в спирали. Слабые построения разрываются, превращаясь в месиво несвязанных камней. Постижение законов гармонии — удел высших 8-9 данов.
Что относится к этому уровню? Стандарты и стратагемы, связка простого и сложного, форма и бесформенное, о чем писал Сунь-цзы, имея в виду высшее искусство войны. И конечно, на этом уровне нужно обладать развитым видением гармонии и порядка.