Русская аттестационная система Чин-Сан

Уровень чин в системе чин-сан – не про достижение райского уровня. Чин – это чтобы не было ада. Каждый новый чин – это уровень отсечения, где мы знаем, что этой болезнью мы больше не болеем. 

Пример. Система чин-сан не требует изучения и запоминания японских дзёсэки. Достаточно, чтобы игрок на определенном уровне своего развития знал историю японского Го и какой вклад в эту историю внесла теория дзёсэки, а в свой игре – достаточно, чтобы он умел получать развитые углы. Углы, имеющие территорию, выход на сторону и в центр. 

Поэтому теория на каждой ступени – то, чем должны владеть наши игроки железобетонно, но при этом – творчески. Техника – то, что у них должно быть в пальцах, а мышление как параметр нужно для того, чтобы всё это не превращалось только в соревнование за доской и «в правилах Го». Четвертый параметр — игра. Поскольку победа не гарантирована никому, нам важно, чтобы не было разгрома, потери себя и своего лица. Игра – область, где мы набираем энергию и опыт, а не кладбище для наших амбиций и творческих сил. С первого сана нам важна состоятельность, уровень владения, в том числе собой самим.

Квалификации по системе Чин-Сан

дипломы на дан по игре Го

Дипломы мастеров школы, полученные в ходе стажировок в Харбине, в Китае. Среди них можно увидеть диплом на 1-й сан

аттестация Го по системе Чин-Сан

И.А. Гришин вручает сертификат китайскому любителю Го. Презентация разработок кафедры Го и стратегии в Пекине, 2011 год

аттестация Го по системе Чин-Сан

И.А. Гришин и Е.В. Островский принимают квалификацию на 20 чин у участников лагеря Федерации Киокушинкай Каратэ-до России, 2009 год

аттестация Го по системе Чин-Сан

М.Г. Емельянов проходит первую квалификацию на 1-й сан. Клуб Го и Стратегии, 2008 год

Квалификация и профессионализм

Как устроена система кю-дан в игре Го? В Японии и Китае ранг ученика обозначается иероглифом «кю», а ранг мастера – иероглифом «дан». Оба иероглифа означают по сути одно и тоже: ступень, уровень. Но пишутся они по-разному.

Кю — это уровень любителя. Он не подтверждается дипломом. В Китае используют специальные зачетные книжки, куда записывается твой кю. В Японии сейчас принято начинать отсчет с 30 кю. Это сделано для того, чтобы замотивировать начинающих и детей развиваться, зарабатывая больше кю. Подобным образом устроена европейская система рейтингов, значения которого также называют «кю». Каждые 100 единиц рейтинга означают разницу в 1 кю. Рейтинг зарабатывают или теряют на турнирах. Высший кю — первый.

Затем следует семь любительских данов. Высшее достижение для любителя в Европе, Китае и Японии — 7-й дан. И уже вслед за этим рангом начинается девять ступеней (данов), которые принято называть профессиональными. Чтобы получить такой разряд в Японии, Китае и Корее, нужно пройти квалификацию в виде турнира на выбывание. Турнир проходит раз в год. Из 100 претендентов на 1-й проф. дан, диплом получают только 3 оставшихся победителя. Для участников есть различные ограничения (возраст, число возможных попыток). В результате появляются любители, которые не смогли пройти квалификацию, но которые по силе игры сопоставимы с сильнейшими спортсменами. Подобная система экзамена также принята и Корее, и в Китае. Квалификационный турнир взят за основу и для учрежденной в 2014 году европейской профессиональной лиги. Всего проф. данов девять. Профессионалы не имеют права участвовать в любительских соревнованиях, а любители  — в профессиональных. В Европе это правило пока традиционно нарушается. Профессионалы повышают свои ранги, учавствуя в квалификационных турнирах (в Японии — турнир Оотэай).

В целом эта система ориентирована на спорт и оценивает исключительно силу игры во время турниров. А профессионалы таким образом являются спортсменами. Но не стратегами, как это задумывалось изначально в Китае и Японии.

Переход к спортивной модели в Го обусловлен изменениями, произошедшими в Японии после поражения во Второй мировой войне. Перестраивая культуру на западный манер, японцы стремились стать релевантными окружающему их миру победителей. По этому пути, вслед за Японией, пошел и Китай с Кореей.

А какая система задумывалась изначально? Мы мало знаем об истории этого вопроса, так как культура средневекового Китая все еще изучена слабо. Не хватает переводов базовых источников. Однако известно, что в ходе экзамена на должность уездного чиновника в Китае претенденту необходимо было показать владение благородными искусствами, в число которых входило Го. Сохранились сведения о случаях, когда император выбирал правителя для провинции с помощью поединка за доской Го. Претендент должен был сыграть с императором, показав свое мастерство в стратегии. Либо претенденты играли между собой.

Система рангов в Китае состояла из девяти ступеней, которые назывались «пин». Трудно сказать, характеризовали ли они исключительно мастерские качества или же охватывали весь путь постижения искусства Го. Ниже приведен перевод названий этих рангов, сделанный Михаилом Емельяновым. Девять традиционных пинов следующие:

  1. сверхчеловек (достигнуть божества)
  2. пребывая в созерцании
  3. полная ясность
  4. постижение скрытого
  5. используя знания
  6. малое искусство
  7. борьба равной мощью
  8. неопытность
  9. исправляя ошибки

Начальный пин — девятый, высший — первый. По нашей версии, каждый уровень означает новое качество сознания, которое проявляется за доской Го.

Петр Великий

Петр Первый

Благодаря реформам Петра I в России появилась Табель о рангах.

Русская система мастерских степеней строится на принципах японской системы, с учетом самой ранней китайской системы мастерских уровней.  Мы нашли для названий уровней русские слова. Ученическую степень предложено называть «чин», а мастерскую степень – «сан».

Ранги чин и сан, от которых происходят слова «чиновник» и «сановник», имеют глубокие исторические корни. Система чинов применялась еще на Руси.  В Российской империи при Петре I эта система приобрела завершенные очертания, различив чиновников и сановников, хоть это деление  и  не было явным.

В нашей системе, разрабатываемой для Стратегического Го, 20 уровней класса чин и 9 уровней класса сан. Чины возрастают от 20-го (начальный) до 1-го (высший). Саны возрастают от 1-го (начальный) до 9-го (высший). В отличие от спортивной системы, нет деления на любительские и профессиональные уровни. Чин — это уровень ученика, а Сан — класс мастера.

Измеримая в игре разница между классами  — один камень форы, что соответствует восточной традиции.

Таблица некоторых чинов

20 чин

  • Умеет закончить игру.
  • Может подсчитать очки.
  • Видел, что партии записываются.

Горизонт планирования: одну постановка.

  • Не нарушает правила игры.
  • Способен начать и закончить игру, подсчитать ее итог.
  • Выявляет камни с одним дыханием.
  • Не допускает самоубийственных постановок.
  • Может построить два глаза.

Знает, что Го как игра древнее шахмат, что эта игра про раздел, дележ, что Го — игра интеллектуальная.

19 чин

  • Испытал первую победу и первое поражение, но не сломлен и не пресыщен ими.
  • Умеет закончить партию на матрице 19х19 за 60 минут.
  • Уверенный подсчет очков после игры.
  • Пытается записывать свои партии, но тратит на это много времени и сил.
  • Понимает дуальность действий на доске.
  • Умеет просчитывать на два шага.
  • Пытается прогнозировать ответ противника на свое действие.
  • Одиночные камни и их свойства, отряды камней, статусы отрядов: а) живые, б) мертвые.
  • Видит разрывы между камнями.
  • Может вести облаву, поймать камни в ловушку, захватить отряд целиком.
  • Строит территорию.
  • Организует недоступные перекрёстки в борьбе камней.
  • Может соединять камни с одношаговыми разрывами.­­
  • Знает, что Го — игра древних мудрецов и философов, а «не дровосеков».
  • Слышал о теории инь-ян.
  • Имеет представление о том, как сидеть за доской.

18 чин

  • Имеет опыт нескольких поражений.
  • Может закончить партию за 45 минут.
  • Уверенное ведение записи (чет-нечет и т.д.)
  • Переход от спонтанного к аналитическому мышлению.
  • Готов, чтобы его партии разбирали.
  • Расширенное представление о статусе отрядов: неопределенные камни.
  • Имеет представление об огораживании владения, понимает опасность недостроя и входа во владение.
  • Взаимная жизнь (сэки).
  • Способен организовать ложный глаз, знаком с приёмами жертвы камней, может организовать западню.
  • Может создавать сферы влияния и замышлять окружение чужих камней, вести ко-борьбу.
  • Знает о том, что Го пришло в Японию из Китая, что Го зародилось не как игра, а была тренажером развития интеллекта человека.
  • Изучает посадку игрока за доской Го­.

17 чин

  • Может закончить партию за 45 минут.
  • Добротная запись.
  • Имеет опыт нескольких побед.

Расчёт на глубину три шага: собственное действие,прогноз действия оппонента, план своего действия в ответ на действие противника.

  • Работа камней в углу на стороне и в центре.
  • Огораживание владения.
  • Неэффективность построений на 1-й и 2-й линиях.
  • Идея границ и порядок их закрытия.

Может размещать камни в пустые и занятые углы, делить углы и бороться за угол.

  • Знает, что игру изобрели «не китайцы».
  • Слышал о триалектике игры.
  • Правильная поза игрока не является помехой в игре.

16 чин

  • Может закончить игру за 35 минут.
  • Способен принимать фору.
  • Способен осматривать доску.
  • Пытается чередовать осмотр и мышление.
  • Знает, что в игре есть уровни и уровни.
  • Уважает сильных, использует игру с ними для того, чтобы учиться новому.
  • Основы соединения и разъединения камней.
  • Виды распространений.
  • Построение оснований.
  • В борьбе камней использует стойки.
  • Использует высокое и низкое положение камней.
  • Может отказаться от борьбы в ситуациях с негативным трендом и перенести игру в другой сектор доски.
  • Увлечен историей Го.
  • Читает книги по восточной и классической философии.

15 чин

  • Стабильная игра: у сильнейшего не выиграет, но слабейшему, скорее всего, не проиграет.
  • Способен играть одновременно на 2-х досках.
  • Способен в некоторых операциях производить расчет до 4 шагов.
  • Пробует применять глазомер и умозрение.
  • Построение камней.
  • Стадии партии.
  • Анализ места конфликта.
  • Метод сравнения конечных позиций (тэвари).
  • Может строить камни, опираясь на форму камней.
  • Может соединять камни с трёхшаговыми разрывами.
  • Планомерно разыгрывает углы, стороны, центр.
  • Рассчитывает ко-угрозы в ко-борьбе.

Способен рассказать историю Го и увлечь начинающих.

11 чин

Способен самостоятельно разбирать свои игры.

Знает свой чин, умеет не размышлять в игре «не по чину».

  • Сила-слабость камней.
  • Анализ на большие и срочные места.

Техника игры растёт, но игрок чувствует, что может откатиться назад, просто перестав играть или перестав брать уроки.

Способен учиться, открыт к новому.

10 чин

  • Ветеран среди начинающих, большой опыт игры.
  • Даёт начинающим фору 9, берёт такую же фору против 1 чин-1 сан.
  • Может сыграть партию за 15 минут.

Способен к конкретному и абстрактному мышлению, но делает ставку на шаблоны (макросы) или на один глазомер, называя это «интуитивной игрой».

Имеет представление о теории Го.

  • Способен к упорядоченной игре на доске, к подсчёту дыханий в борьбе отрядов.
  • Может бороться бегущими отрядами.
  • Превентивно затыкает слабости, превентивно строит глаза в изолированных группировках.
  • Надежная игровая поза.
  • Хороший инструктор для начинающих игроков.
  • Широкий исторический контекст – фусэки, дзёсэки.

5 чин

  • Набрал максимальную прочность игры среди средних игроков.
  • Может сыграть партию за 10 минут.
  • Может играть на 4-5 досках одновременно.
  • Запоминает сыгранную партию.

Мышление, ограниченное победой.

Имеет теоретические основы Го и большое количество решенных задач на все стадии игры.

  • Способен к атакующей игре.
  • Ставит камни в разрывы противника.
  • Разъединяет камни противника.
  • Владеет техникой прорыва.

Может выставляться на соревнования.

3 чин

  • Переход к «высокой» игре.
  • Помнит сыгранную партию.
  • Переход к принципиальному мышлению.
  • Поиск эффективной игры.
  • С этого уровня игрок учится быть более гибким, более «слабым».
  • Изучает японские парадигмы йосу-миру, сабаки, хамэтэ.
  • Позиционный анализ, баланс влияния и владения, прямое и косвенное.
  • Техника игры развитая.
  • Сочетает оборону с контригрой.
  • Планомерно готовит наступление.
  • Ждет момента для атаки.

Может возглавить команду игроков и быть капитаном команды.

1 чин

Играет на уровне первый сан-сёдан (черный пояс), но может истощаться энергетически.

Объемное мышление.

  • Имеет законченное представление о теории Го.
  • Берется за решение задач любой сложности.

Может просчитать облаву практически любой сложности.

  • Знает «всё», но еще аспирант, не стал мастером.
  • В способности владеть собой во время или после игры есть сомнения.

1 сан

Перекресток мастерской и экспертной игры.

Может использовать уровень видения.

  • Имеет собственное представление о теории Го.
  • Имеет собственных слушателей.
  • Владеет техникой Го в полном объёме.
  • Играет не только формой камней, но и формой пустоты.
  • Может самостоятельно организовать филиал школы, турниры и иные мероприятия.
  • Способен строить параллели между стратегией в игре и действиями в жизни.
  • Способен переносить знания и умения из игры в жизнь и обратно.

2 сан

Удвоение качеств, может участвовать в изнурительных поединках, тяжёлых турнирах, двойная игровая и турнирная прочность.

  • Глубокий анализ побед и поражений.
  • Двойная рефлексия в собственной игре.
  • Владение правилами и теорией Го с передачей.
  • Статьи, методические разработки.
  • Имеет тренерские успехи.

Глубокое, мастерское переосмысление техники Го.

Владеет контекстом в минимум двух парадигмах – европейской и азиатской, японской и китайской и т.п.

3 сан

Ветеран, имеет значительное число побед, в силу этого – особый опыт и особые игровые компетенции.

Понимает баланс побед и поражений, может управлять этим балансом.

  • Способен создавать новую теорию, новые дзёсэки.
  • Способен использовать игру со слабым, чтобы учиться новому.
  • Имеет научные публикации, книги, учеников.

Способен к творчеству по генерации новой техники.

Выход из национального контекста, из национального языка, готов к творчеству в мировом контексте.

Мы приглашаем всех заинтересованных экспертов к обсуждению и дальнейшей разработке национальной системы квалификации мастеров Го.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены