Стратегическое Го

Стратегическая школа Го, пожалуй, самая древняя, но при этом самая загадочная и закрытая. Мы мало знаем о том, как изучают стратегию с помощью Го в Китае. Немного больше известно о Японии и Корее. Бизнес-стратегия на доске Го уже ценится в России. Российские бизнесмены открыты новым идеям и любят интеллектуальный подход к разработке стратегии. Метод стратегического Го применяют крупные корпорации и банки.  Наша школа в лице Игоря Гришина и Михаила Емельянова стоит у истоков стратегического Го в России.

Пять стратегических связок

Стратегические связки в игре Го впервые описаны Гришиным и Емельяновым. Они охватывают весь комплекс стратегии, начиная с фундаментальных законов жизни и смерти и заканчивая  концепцией  гармонии и порядка. Как говорил знаменитый японский мастер Саката Эйо: «Игра Го — это приведение в порядок». Любопытно, что Гарри Каспаров сравнивал шахматы с управлением хаосом. Как видим, высшие этажи двух стратегических игр схожи. 

Но начинать нужно не с законов порядка и хаоса, а с умения строить живые группы. Го — это игра в оживление. Ее можно назвать игрой в живые камни. Жизнь и смерть  является базовой стратегической связкой. Тот, кто не разбирается в том, что живет, а что умирает, будь то проект, бизнес или группа камней, не поднимется на следующие этажи стратегии. Если твоя армия может неожиданно погибнуть, нет смысла изучать Сунь-цзы. Сначала нужно разобраться с простыми вещами. Уровень черного пояса или 1 дан означает, что человек овладел вопросами жизни и смерти так, что ни один его камень не погибнет неожиданно. Неожиданности происходят с дураками, как бы жестко это не звучало.

Дан

Вторая ступень — управление плотностью построений. Плотность или рыхлость конструкции определяют силу организации. Объясняя разницу между плотным и разреженным китайская школа Го говорит о здоровых и больных камнях. В японском Го эта связка описана парой ацуми-амари. Ацуми — плотные построения, а амари — стратегия обессиливая камней противника. Заметьте, не убийства, так как мы уже на другом уровне. Сначала надо обессилить, и затем можно лишить жизни, хотя убить камни в Го почти невозможно. Второй этаж соответствует уровню 2-3 дан. Мы говорим о мастерских уровнях, то есть речь идет о рангах профессионального разряда. Вряд ли вы найдете примеры изящной стратегии амари в партиях любителей 2-3 дана. Это уровень игры мастеров.

На этом этаже изучают судзи и тэсудзи, которые теперь модно называть корейским термином хаэнгма. По-русски будет — стройность, но обычно мы не говорим так, а зря. Кроме этого сюда относится все, что касается соединения и разделения камней, а также знаменитые три «М» Toyota: муда (потери), мури (перегруженность) и мура (неравномерность) — ключевые показатели неэффективности и рыхлости построений.

Следующая связка в иерархии переводит нас от анализа структуры камней к их эффективности. Неочевидная особенность игры Го в том, что это игра в производительность, а не в конкуренцию. Конкурентоспособность и производительность не одно и то же. Го больше похоже на гольф, чем на футбол.  Хотя конечно, конкуренция в Го есть. Однако в поединках между нейросетью Google  и профессионалами последние остро ощущали невозможность конкурировать с искусственным интеллектом. Чтобы победить нейросеть нужно рассчитывать только на большую продуктивность своих действий. Владение и влияние — одна из связок прямого и косвенного. Противостоит ей то, что японцы называют дамэ — пустые действия, не приносящие пользы. Мы называем такие решения «ударом по пустоте». Какой смысл бить пустоту? Надо бить в тело противника. 

Японская традиционная школа Го глубоко изучила тему владения и построения территории. Современные идеи Го, примеры которых мы видим в играх между человеком и машиной, сосредоточены вокруг темы влияния. Однако Го — это территориальная игра, поэтому нельзя отделить одно от другого. Свободный переток владения во влияние, влияния во владение или в новые вектора развития — вот тонкая характеристика достижения мастерства на этом уровне. Создание и управление потоками, но не потоками камней, а их силы и энергии. Такой мастер достиг 4-5 дана. Кстати, именно на этом уровне происходит качественный скачок, так как ему с этого момента придется играть белыми камнями намного чаще, чем черными.

Техника игры на этом этаже подразумевает владение позиционным анализом, как в начале игры (фусэки), так и при расчете границ (ёсэ). Необходимо владеть связкой вторжение-гашение, а также знать базовые стандарты дележа угла (дзёсэки) и выбирать подходящие варианты исходя из перспективных направлений игры. 

Если владение и влияние очевидно касаются пространства, четвертый «этаж» знаменует переход к стратегии управления временем. Темп — это стратегический цикл «целеполагание-действие». Ты ставишь цель, и если достиг ее, то заработал темп. Если при этом тебе удалось вынудить противника реагировать, а не достигать его цели, то противник не получает свой темп. Так он начинает отставать, реагируя на внешние стимулы вместо проведения своей стратегии. Отставание приводит к потере влияния, а затем и владения, то есть спуску на нижний этаж. Обычно такой провал означает недостаточную плотность групп. Да и плотные группы становятся слабыми, потеряв свою территорию. Ну а слабые камни уже можно окружать и лишать жизни. Так игроки перемещаются с этажа на этаж в процессе игры. Тот, кто терпит поражение, съезжает сверху вниз. Ключевой момент: нельзя победить с помощью владения или влияния того, кто играет на уровне темпа и времени. Он заведомо победит любого, кто бьется с ним с более низкого этажа. Умение удерживать темп соответствует уровню 6-7 дана.

С точки зрения японской теории Го здесь изучают важнейшую связку сэнтэ-готэ (темп-потеря темпа), легкие и тяжелые камни, искусство ко-борьбы, тонкости обменов (фурикавари) и ёсу-миру. В общем весь массив знаний, как вести игру в самой сложной средней стадии тюбан, когда игра ведется по всей доске без исключения. 

Высший уровень стратегии требует понимания законов гармонии, баланса, красоты. Это этаж космоса и хаоса. Любопытно, что в русском языке нет аналога для греческого слова «хаос», если мы говорим о самостоятельном слове, а не производном с помощью частицы «не».  Го Сэйгэн говорил о том, что лишь достижение полной гармонии камней на доске дает безупречную комплексную мощь. Что значит китайское слово «гармония» (Го Сэйгэн использовал китайский иероглиф)? Это термин из конфуцианства и означает он состояние, когда нечего улучшать. То есть такое положение дел, в котором невозможен кайдзен. Полный порядок во всем. Читаем у Конфуция: «Неизменное называется юн [гармония]» (Учение о середине). 

Тема управления хаосом интересовала еще древних китайцев. В наше время она популяризирована американским теоретиком стратегии Стивеном Манном. Высшее мастерство стратегии состоит в умении находить тончайший баланс между порядком и хаосом. Камни в позиции мастера такого уровня превращаются в аттракторы порядка для своих и источниками хаоса для камней противника. Мы даже можем видеть, как меняются формы построений из-за невидимой силы гравитации между камнями. Они изгибаются, закручиваются в спирали. Слабые построения разрываются, превращаясь в месиво несвязанных камней. Постижение законов гармонии — удел высших 8-9 данов.

Что относится к этому уровню? Стандарты и стратагемы, связка простого и сложного, форма и бесформенное, о чем писал Сунь-цзы, имея в виду высшее искусство войны. И конечно, на этом уровне нужно обладать развитым видением гармонии и порядка.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены