китайский лучник
 

Гунфу-предпринимательство

(статья для журнала «Бизон»)

Как Китай, переживший революционную разруху, войну, а потом и культурную революцию, вошел в число мировых лидеров? Мне объясняли в Китае, что раньше они многому учились у России и СССР, а теперь настало время России поучиться у Китая. В этом и заключается добрососедство: хорошие соседи помогают друг другу развиваться.

Восточная цивилизация особенная. Она была построена на идее культивирования мастерства. Эту идею у китайцев заимствовали японцы и превратили ее в технологию непрерывного совершенствования всего и всех. Благодаря книгам Масааки Имаи такой подход к ведению бизнеса стал известен на западе как кайдзен (непрерывное улучшение).

В китайских боевых искусствах есть притча про лучника и учителя. Наставник говорит лучнику: «Одна стрела — одна птица». «Ничего, — отвечает лучник, — я выпустил три и попал». «Ты убил только птицу, — говорит ему наставник. — И не проявил искусство». «Ну и что?» — спрашивает лучник. «Как что? — отвечает мастер. — Сердца людей принадлежат только тому, кто попадает в сердце. Ты целился только в птицу, а этого недостаточно. Более того люди скажут, что ты выпустил не три, а сто стрел. Три — это сто».

Зачем добиваться искусности в своих делах? У тебя может быть только одна встреча, один разговор, один шанс. Ты либо пропустишь его либо попадешь в цель. Чаще всего, шансов несколько, их даже много, так устроена жизнь. Но иногда ты встречаешь свой уникальный шанс. Готов ли ты к встрече с ним?

Изобретатель Т. Эдисон когда-то сказал: «Гений — это 2 процента таланта и 98 процентов упорного труда». У китайцев есть специальное слово, означающее такую творческую деятельность — гунфу. Гунфу по-русски — это мастерство. Как и любое опорное понятие китайского языка, гунфу многозначно, и перевести его на русский нелегко. Оно стоит из двух емких по смыслу иероглифов: 功 (умение) и 夫 (мужчина). Я выбрал лишь два значения из десятка в каждом. Гунфу можно перевести как «потраченное время». Смысл в том, что в мастерство необходимо вложить время своей жизни. Есть хорошее русское слово — умелец, которым можно назвать того, кто практикует гунфу.

Успешен ли китайский проект? С одной стороны, это цивилизация, сравнимая по древности с египетской и шумерской, которые давно превратились в музейные экспонаты. С другой стороны, это вторая экономика мира, и добиться этого китайцам было совсем непросто. Идейная наследница Китая Япония со своей небольшой территорией и поражением во Второй мировой войне сумела стать третьей экономикой мира и передовой технологической державой.

За счет чего китайцам и японцам это удалось? За счет миллиарда населения, природных ресурсов, феноменального трудолюбия? Знаменитая восточная «трудолюбивость» — это не что иное, как реализация идей гунфу в масштабах страны. Нам, конечно, хочется искать чуда. Но вообще, если что-то усердно делать, соединяя это с головой и сердцем, то ты обязательно добьешься превосходного результата. Как любил говорить И.С. Бах своим ученикам: «Я не талантлив, я усидчив».

Стив Джобс как-то отметил, что главная загвоздка в мире — это как сложное сделать простым способом. Того, кто владеет таким умением, на востоке и называют мастером.  Мастерство бывает разного ранга. Расскажу еще одну китайскую притчу.

Однажды император получил два куска очень дорогой яшмы. Он отдал их двум знаменитым резчикам с заданием сделать из этих кусков рыб. Вскоре оба мастера явились ко двору.
Один из них принес удивительного карася, искусно вырезанного из цельного куска. Другой же принес кусок яшмы почти таким же, каким он был изначально, срезав с него несколько тонких пластинок. Он подал императору на блюде обработанный камень вместе со срезанными кусочками яшмы. Император способен увидеть рыбу в яшме так же, как ее видит резчик в своем умозрении, когда замышляет свой шедевр. Нужно лишь убрать все лишнее, что затемняет видение и сохранить как можно больше драгоценной яшмы.

В Китае разделяют мастерство на три уровня: шифу, лаоши и таши. Первая ступень — шифу, или эксперт. Это тот, кто достиг совершенства в своем деле и демонстрирует личное искусство. Например, в боевых искусствах черный пояс дает право называться шифу.

карась из нефрита (династия Сун)

Следующая ступень — лаоши, дословно: старый мастер. Все учителя в Китае — лаоши. К ним так и обращаются, добавляя этот статус к фамилии. Этот уровень мастерства означает, что ты способен передавать свое искусство другим, то есть создавать новых мастеров. Гунфу нужно постоянно совершенствовать, иначе его не будет ни вокруг тебя, ни в тебе. Некоторые философы полагали, что в этом и состоит предназначение человека: привносить в мир новое измерение, которое воплощает искусство.

Высшая ступень мастерства — таши, великий мастер. Это тот, кто «прославился за морем», то есть, чье искусство вышло за пределы его локальной сферы. Например, полководец древности Сунь-цзы — таши. Он всемирно известен. Конфуций и Лао-цзы, безусловно, таши. Величие означает не просто известность и славу. Это уровень, на котором твои умения распредмечены и могут быть применены в любой сфере деятельности. То есть, ты достиг универсальности. Возможно, это звучит неправдоподобно. Но вспомним великих ученых и изобретателей, которые успешно реализовали себя и в науке, и в бизнесе, и в управлении проектами, а иногда и в политике, не говоря об изящных искусствах.

Как мастерство соотносится с нашей действительностью? Еще раз процитирую Стива Джобса. Когда его спросили, как ему удается создавать опережающие время и одновременно коммерчески успешные продукты, он ответил следующее:

«В конечном итоге все сводится к вкусу. Это связано со стремлением взаимодействовать с лучшими вещами, которые создавало человечество, а потом пытаться включить эти вещи в то, что делаешь ты. Способ усовершенствования нашей популяции состоит в том, чтобы взять самое лучшее и распространять это среди людей, чтобы они росли, впитывали в себя это лучшее и начинали понимать всю утонченность этих лучших идей».

Настоящее мастерство, порой, выглядит безыскусно. Но мастер видит и ценит разницу между хорошим и лучшим. И для него лучшее не враг хорошего, а наоборот — друг. Благодаря вкусу он знает, когда остановиться. В ставке на безупречность смысл его позиции и его жизненного пути. Ты можешь быть мастером в игре Го, мастером в боевых искусствах, мастером поэзии или мастером в бизнесе и политике. Важна не область, а наличие мотивации, степень вовлеченности в практику и рефлексия. Все это и определяет качество твоего чутья и видения.

Когда основателя компании Alibaba Group Джека Ма спросили, в чем он наиболее компетентен, он ответил:

«Наша главная компетенция заключена в культуре, не в технологиях. Технологии — это, скорее инструмент. Школы MBA учат навыкам зарабатывать деньги, управляя бизнесом. Но я хочу сказать, что если ты управляешь бизнесом, в первую очередь ты управляешь ценностью. В этом ключ. Я считаю, что главный ресурс Китая — это разум людей».

В чем главный дефицит в современной России? Я думаю, что основная задача — это раскрытие потенциала собственной культуры и мультикультурности, что как следствие откроет видение ценности в том, что нас окружает и в нас самих. У нас есть ресурсы, но мы их не ценим и не знаем, как с ними добиться экономического чуда, которое удалось японцам, не имеющим и десятой их части. У нас есть глубокая и разносторонняя культура, но мы недостаточно верим в нее и недостаточно тонко пользуемся ее богатством. У нас есть прекрасные люди, с высоким творческим потенциалом, но мы плохо понимаем, что нам делать с собой.

Уникальны ли эти проблемы? Нет. Именно в решении этих проблем происходило становление и сохранение культур в Европе и в Азии на протяжении долгой и сложной истории. Японская культура общежития и труда, европейская культура образования и постижения мира, западная культура предпринимательства, или древняя китайская культура оздоровления организма и продления жизни. И я полагаю, что именно в развитии этой компетенции — раскрытия потенциала культуры — лежит ключ к выходу из кризиса, который мы сейчас переживаем.

Неожиданный пример развития такой компетенции дает программа подготовки военных пилотов в США. Пилоты ВВС изучают в академии широкий спектр «лишних предметов», помимо специальных знаний. Как показала практика, погружение в историю, литературу, математику и философию развивает у человека способность эффективнее принимать решения и действовать в критической или нестандартной ситуации. В наше время многие успешные предприниматели занимаются несколькими видами спорта и занимаются «ненужным» на первый взгляд обучением для управления бизнесом. Они это делают с той же целью, что и военные летчики — гармоничное развитие восприятия и мышления.

Если читатель решит встать на путь мастерства, с чего же начать? Первый шаг на этом пути — найти в себе мотивацию на изучение нового и выделить для этого время. Возможно придется чем-то жертвовать. Ведь время — наш главный и самый дорогой ресурс, и часто оно целиком занято. Работа по освобождению времени от дел-паразитов сильно продвинет вас вперед. Второй шаг — добиться постоянства практики. Только так может быть достигнут прогресс. Третий шаг — расширять зону своего развития, сочетая интеллектуальный, эмоциональный и физический рост. А какую практику выбрать, зависит лишь от ваших талантов и воображения. Я же всем советую игру Го в качестве мощного инструмента интеллектуальной переборки.

автор: Михаил Емельянов.

Метки: , , ,

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены