Тактика и стратегия Го

приемы игры Го

Стратегическое измерение Го может быть представлено в трех уровнях классической военной стратегии: тактика, искусство операций и большая стратегия. Каждому из них свойственен свой круг задач. Тактический уровень представлен локальными кейсами, которыми наполнены сборники задач на жизнь и смерть или на приемы (тэсудзи).

К тактике относятся проблемы выстраивания камней с хорошей формой и локальные «стычки»: угловые построения, а также построения на стороне. В англоязычной литературе их называют дзёсэки, что в переводе означает стандартную схему. На этом уровне главным инструментом является зрение, нацеленное на поиск разрывов, дырок, слабых камней с недостатком связей и недостроек, а также на выявление ключевых мест, влияющих на жизнь и смерть отрядов. Для решения большинства тактических задач необходим точный расчет вариантов действий. Расчет ведут на максимально возможную глубину, но не менее, чем на три шага вперед. Сначала считают связи (дыхания) и анализируют архитектуру камней, находя слабые места, а лишь затем делают пошаговый расчет.

На уровне операций приходится иметь дело с большими зонами, охватывающими две стороны и три угла. Здесь нет набора стандартных приемов, но есть устоявшиеся модели конкуренции за выгодные участки, методы атаки и защиты и борьбы за господство. Стратагемы или изящные решения, а также эффективное планирование являются главными инструментами на этом уровне. В англоязычной литературе эти стратагемы иногда называют стратегическими концепциями. Однако, они все же относятся к оперативному искусству. Например, одной из таких оперативных техник является Ко-борьба. Другой пример —  раскалывающая или двойная атака.

Уровень стратегии требует максимального напряжения интеллекта, так как без глобального видения здесь не обойтись. Кроме интуиции и осмотра мы можем опереться на теорию Го и стратегические принципы. Они являются стратегическими формулами, помогающими найти путь к победе. Это уровень, где можно в полной мере проявить силу своего ума и чувствительности, ощутив стратегическую мощь и глубину игры Го.

Виды слабых мест

Нехватка дыханий

приемы игры Го

Два отмеченных черных слабее, чем два белых. Сила черных равна двум, сила белых равна трем. Это простой расчет. Его необходимо делать постоянно и во всех случаях тактического соприкосновения.

Слабые связи

приемы игры Го

Слабости взаимосвязей бывают нескольких типов: разрывы (отмечены крестиками), дырки (отмечена кружком), интервалы между камнями в два и больше перекрестков, недостроенные границы с чужими камнями.

Нежизнеспособность

приемы игры Го

Если для выживания отряду нужно два или более дополнительных камня, то он нежизнеспособен. Очевидно, что пошаговые попытки спасти его ни к чему не приведут, так как соперник будет восстанавливать статус-кво. Отмеченные черные камни нежизнеспособны.

Принцип силы и слабости

  • борись со слабыми камнями, у которых три или два дыхания, избегай прямой борьбы с сильными;
  • используй дырки и разрывы для разделения и ослабления камней;
  • занимай ключевые перекрестки, дающие глаза, наноси двойные удары по нескольким дефектам, разрушай форму;
  • сочетай внешнее воздействие  и борьбу изнутри чужих камней.

Тактический расчет

С помощью простого алгоритма можно вести расчеты любой сложности:

  1. поиск слабых камней;
  2. поиск разрывов и дырок;
  3. поиск ключевых мест, влияющих на жизнь отряда;
  4. как бы противник решил обратную задачу?
  5. пошаговый план с расчетом лучших ответов противника.

Как вести расчет при решении тактических задач

Задача № 1

приемы игры Го

Задача: захватить все белые камни, расчет на два шага вперед, уровень сложности 19 чин.

приемы игры Го

Анализ по алгоритму расчета: у белых два слабых камня. Остальные сильнее (по три дыхания).

приемы игры Го

Есть два разрыва (А и В).

приемы игры Го

Если сейчас рука белых, то можно построить два глаза за один шаг, заняв любой из отмеченных перекрестков. Наличие двух ключевых мест усложняет задачу.

приемы игры Го

План решения: мы собрали информацию. Из позитива: есть слабые камни и разрывы. Однако у белых два равноценных решения для выживания. Два ключевых места гарантируют белым один глаз. Тогда решением будет гарантированное разрушение второго глаза.

Очевидно, что первый шаг — занять одно из двух ключевых мест. Ясно, что белый сразу же займет второе. Что есть из слабостей? Слабый камень слева и разрыв В. Значит работаем с упором на левую сторону. Здесь можно разорвать белых, сделав им ложный глаз.  Для этого нужен один черный камень внутри и камень снаружи.

Постановка 1 работает в связке с постановкой 3. Вместе они не дают белым построить второй глаз в А. Если туда поставить белый камень, то черные снимут трех белых. Если белый сначала снимет камень 1, то черный сыграет слева два раза подряд, заняв перекресток А. В итоге глаз ложный.

Задача № 2

приемы игры Го

Задача: соединить черные отряды. Расчет на 5 шагов вперед, уровень сложности 15 чин.

приемы игры Го

Слабые камни белых собрались как раз там, где виден проход из окружения. И тут четыре слабых отряда с двумя и тремя дыханиями. Остальные белые нас не интересуют.

приемы игры Го

Там, где сосредоточены слабые камни, есть четыре разрыва. То есть, здесь целый комплекс слабостей. Значит решение надо искать именно здесь.

приемы игры Го

Белые могут заблокировать черных, заняв любой из двух отмеченных перекрестков. Что это значит? Это значит, что черным не удастся выйти из окружения по прямой. Придется захватить часть белых. Очевидно, что белые будут сопротивляться. Цепь разрывов ведет к ключевому месту — D. 

приемы игры Го

Представим себе план борьбы. Если белые отдают два камня в углу, то успевают закрыть выход из окружения. Два камня  — это один глаз. Второй глаз ложный. Этот расчет показывает, что нужно обязательно прорываться к своим.

приемы игры Го

Если начинать с камня 1, то получаем слабый камень 3. Это точно плохо. Дальше этот вариант не рассматриваем.

приемы игры Го

Мы нашли первые два шага решения: разрезание 1 с перерезанием 3-4, и удушение 5. Все действия требуют ответа белых, так как угрожают прорывом. Теперь нужно разрезать там, где D и бороться со всем белым «хвостом». Это третий шаг.

приемы игры Го

Режем немедленно. Ответ белых только такой, иначе мы спустимся вниз и окружим весь «хвост». Теперь важно увидеть, что у белых больше дыханий, чем у разрезающего камня. В данный момент 1 на 3. Если вытянем его, то белый последует за ним и будет 2 на 4. Что делать? Вброс с угрозой оторвать часть хвоста. Если белый откажется его отдать, то поставит на свое дыхание камень 10. Это четвертый шаг решения. Нажим 11 и соединение 12 продолжают его.

приемы игры Го

Жадность подвела белых. Вытягиваем черный камень. У него три дыхания, а у белых только два. И они не могут увеличить силу окруженных камней. Они обречены.  Только таким детальным разбором можно решить незнакомую задачу. Тем, же кто уже встречался с ней, достаточно запомнить два приема: разрезание D и вброс для сокращения дыханий №7. Важно их делать в строгой последовательности.

Девятнадцать тактических приемов

go-tactics2

В раздел вошли самые важные приемы тактической борьбы. Принцип силы и слабости камней является базовым для всех приемов. Он прост: если хочешь что-либо изменить, воздействуй на ключевое звено. Слабое место является точкой входа в систему камней. Несмотря на бесконечное разнообразие форм и ситуаций, все слабости одинаковые. В этом ключ к пониманию правил тактического взаимодействия, нацелено ли оно на борьбу или на созидание.

Жертва

приемы игры Го

Жертва для выбивания глаз: камень 1 не дает черным построить два глаза.

приемы игры Го

Жертва, создающая ложный глаз: камень 1 мешает соединить разрыв между отмеченными черными.

приемы игры Го

Жертва для выигрыша темпа: белые жертвуют отмеченный камень и закрывают черным проход вправо.

приемы игры Го

Формы камней-камикадзе, которые можно жертвовать для захвата чужого отряда.

приемы игры Го

Формы камней, жертва которых поможет сопернику построить живой отряд.

Облава (ситё)

приемы игры Го

Отмеченный белый камень пойман в облаву.

приемы игры Го

Два отмеченных белых камня пойманы в косвенную облаву.

приемы игры Го

Большой черный отряд пойман в облаву через жертву отмеченного белого. Камень №5 — соединение.

приемы игры Го

Расчет облавы прост. У бегущего отряда должно быть не более двух внешних связей. Обычно  облаву ведут по отмеченной крестиками «лестнице» к ближайшему краю доски. Если по пути на любом из треугольников стоит белый камень, то облава убежит к нему, и белые спасутся.

приемы игры Го

Встречную облаву нужно вести осмотрительно. Она может возникнуть, когда один из игроков зеркально повторяет действия соперника. Обычно в плен первым попадет тот, кто повторяет постановки. Поэтому организация встречной облавы позволяет избежать «зеркальной» игры.

Западня

приемы игры Го

Постановка 1 позволяет черным забрать отмеченный белый камень-приманку.

приемы игры Го

В ответ белые снимают с доски четыре отмеченных черных, которые попались в западню.

приемы игры Го

Отмеченные белые камни пойманы в западню. Как только они захватят камень-приманку 1, у них останется одно дыхание. Черные немедленно возьмут белых в плен.

Ловушка (гэта)

приемы игры Го

Отмеченные белые камни пойманы в ловушку и не могут выйти из окружения.

приемы игры Го

Отмеченные белые также пойманы в ловушку камнем 1.

приемы игры Го

Два отмеченных белых пойманы в косвенную ловушку гибкой формой черных.

Вброс

приемы игры Го

Вброс камня 1 вынуждает белых соединяться и терять темп. В итоге отмеченные белые сняты камнем № 4.

приемы игры Го

Вброс камня 1 для организации Ко-борьбы.

приемы игры Го

Вброс камня 1 для уменьшения дыханий или создания западни на белые камни.

Удар по форме

приемы игры Го

Камень 1 занял ключевое место формы и создал двойную угрозу А и В.

приемы игры Го

Похожее действие белых занимает ключевой перекресток черной формы. Образуется два разрыва А и В.

приемы игры Го

Камень 1 бьет по недостроенной форме черных, отнимая у камней работу в углу.

приемы игры Го

Камень 1 занимает ключевой пункт формы белых и создает ложный глаз (отмечен треугольником).

приемы игры Го

Ударами по связкам форма трех отмеченных белых испорчена и утяжелена.

приемы игры Го

Белые камни 1 и 3 портят форму черным, используя слабые связки между камнями.

Удушение (дамэдзумари)

приемы игры Го

Белые выживают, придушив отмеченный черный камень. Он не успевает соединиться из-за разрыва А и нехватки дыханий.

приемы игры Го

Удушение трех отмеченных белых с помощью вброса. Белые не могут соединиться, так как у всего отряда останется одно дыхание (отмечено крестиком).

приемы игры Го

Прием «могильная плита». Черные последовательными жертвами отнимают дыхания у белого отряда, а затем окружают его снаружи. Камень  7 поставлен на место № 1, а белый 8 на место № 3.

Троянский конь

приемы игры Го

Камень 1 нарушает связь между отмеченными камнями. 

приемы игры Го

Попытка белых соединиться или захватить черный «троян» ни к чему не приведет.

приемы игры Го

Аналогичный прием засылки «трояна» в интервал между белыми.

приемы игры Го

Постановки 1, 3 и 5 создают форму-камикадзе внутри черных. Прием начинается с вброса «трояна».

приемы игры Го

Камень 1 размещен в ключевое место и гарантирует спасение белого (постановка в А) или соединение (постановка в В).

приемы игры Го

«Троянский конь» белых 1 угрожает вывести из окружения отмеченный камень (постановка в В) или отступить к своим (постановка А) отняв большой кусок территории.

Охват (ханэ)

приемы игры Го

Это силовой прием для подавления чужого отряда обходом с фланга. На голову двух или трех камней ставь свой. Два отмеченные черных камня в тупике.

приемы игры Го

Двойной охват на первой линии равен дополнительному дыханию. Сейчас у двух белых снизу и двух черных над ними по два дыхания. Но черные не успеют окружить белых из-за двух отмеченных камней.

приемы игры Го

Охватывающий обход является сильнейшим нажимом на камни противника. Сейчас черные стоят перед угрозой двойного удара в А. Но и у белых два разрыва и слабый камень. Это сложный, но очень сильный прием.

приемы игры Го

Охват для создания Ко-борьбы. После постановки черных в А, белые начнут Ко, поставив на В.

приемы игры Го

Фланговый охват применяют при построении границ как по первой, так и по второй линии. В данном случае белый камень 1 создает разрыв А, который черным придется закрывать, что сокращает внутреннюю территорию черных.

приемы игры Го

«Ханэ несет смерть» — гласит японская поговорка. Большое число локальных схваток решаются с помощью охвата снаружи. В данном примере черные затем выбивают второй глаз жертвой двух камней.

Захват (клешни краба)

приемы игры Го

Захват полезен для прорыва враждебного окружения. Камень 1 создал двойную угрозу разрезания А или соединения В.

приемы игры Го

Захват слабого пограничного камня позволит затем охватить его снизу, чтобы обойти границу. 

приемы игры Го

Захват камнем 1  — хороший прием для борьбы в углу, если нет преимущества в численности и силе.

Спуск (сагари)

приемы игры Го

Спуск для выигрыша темпа и наращивания силы. Из-за разрыва (отмечен крестиком) и нехватки дыханий белые не успевают окружить черный отряд.

приемы игры Го

В плотной локальной борьбе спуск бывает эффективнее, чем другие приемы. Он не добавляет разрывы и создает недоступный перекресток из-за тупика. В данной задаче белые не успеют окружить черных из-за разрыва слева.

приемы игры Го

Спуск является хорошей оборонительной тактикой в углу и на стороне. Отмеченные черные закрыли белым проходы в угол.

Вклинивание

приемы игры Го

Это атакующий прием для раскладывания отряда противника на слабые части. Вклинившиеся камни 1-3 создали две точки разрезания А и В.

приемы игры Го

Вклинивание является стандартным приемом быстрого ослабления отряда противника и создания ложного глаза.

приемы игры Го

Черный камень 1 поставлен врасклин и не позволяет белым окружить большой черный отряд. Постановка 7 — соединение. Из-за отмеченного разрыва и нехватки сил белые не успевают дожать черных.

Косая стойка (косуми)

приемы игры Го

Косая стойка полезна для выигрыша темпа, так как к ней трудно подступиться из-за недоступных перекрестков. В этой задаче белые с помощью косого нажима первыми окружат черных в углу.

приемы игры Го

Косая стойка черных 1 угрожает выбросом А и защищает перекресток В. Белый отряд обречен.

приемы игры Го

Косая стойка — эффективный способ построить отряд. Камни 1 и 2 завершают формы черных и белых.

Прыжок

приемы игры Го

Прыжок — это прием для выхода из окружения. Необходим точный анализ обстановки, так как он работает не всегда. Выпрыгивать следует со стороны сильных камней противника, чтобы в случае атаки они давили вас на свои слабые камни.

приемы игры Го

Здесь прием сработал блестяще: белые попали под двойной удар и потеряли отмеченные камни.

приемы игры Го

Прыжок помогает связать разделенные отряды по краю, а иногда и через центр доски. В этом примере белым нет смысла останавливать черных на перекрестка А, так как их камень все равно окружат.

приемы игры Го

От трех камней прыгай через один шаг. Отряд не может быть разделен, если у трех камней есть пять или более дыханий. В ином случае следует прыгать по диагонали, как показано на следующем рисунке.

приемы игры Го

Прыжок камнем 1 безопасен, но приносит меньше очков, чем движение по прямой. Но сейчас это лучшее решение, чтобы обогнать белых.

приемы игры Го

Прыжок в центр может быть разрезан, если вокруг есть сильные чужие камни. Но это возможно не так часто, как кажется на первый взгляд. Выгода прыжка в быстром развитии отряда.

Разрезание (кири)

приемы игры Го

Разрезание и соединение, пожалуй, главные тактические приемы в игре Го. Черный камень 1 разрывает слабую связь между белыми и отсекает большой белый отряд.

приемы игры Го

Прием разрезания с помощью подготовительной жертвы (камень 1). Жертва нужна, чтобы сократить дыхания у белых и выиграть темп.

приемы игры Го

Ослабляющее разрезание для выигрыша темпа. Благодаря камню 1 белые успевают первыми окружить черных. Черные не могут занять отмеченный перекресток, пока не снимут разрезающий камень. 

приемы игры Го

Перерезание гарантирует захват отмеченного черного камня, который не может быть спасен из-за нехватки дыханий.

приемы игры Го

Ослабляющее разрезание для выхода из окружения. Белые в любом случае выведут свои камни, даже если черные сначала нажмут на разрезающий камень 1 (его надо будет тогда поддержать).

приемы игры Го

Сложный разрезающий прием напоминает заламываемое рук. Белые «наматывают» черных на свои слабые камни, а затем ослабив их, разрезают черных на части и выходят из окружения.

Соединение (цуги)

приемы игры Го

Прямое соединение камней дает прочную позицию. Кроме того, здесь камень 1 косвенно закрывает второй разрыв А. Если тут встанет белый камень, то он будет взят в косвенную облаву В.

приемы игры Го

Косвенное соединение разрыва диагональной стойкой (полет или кэйма). Позволяет не только защититься, но и получить дополнительное влияние в центр.

приемы игры Го

Еще пример косвенного соединения отмеченного разрыва прыжком. Белые закрыли слабое место и опередили черных, выпрыгнув на сторону.

приемы игры Го

Связывание камней — это сложный прием. Обычно постановкой 1 белые могут соединить два разделенных камня или же получить выгодную компенсацию в углу. Однако работа приема зависит от окружения и требует расчета.

приемы игры Го

У белых есть возможность соединиться в А, или же надавить В, а затем забрать угол, заняв перекрестки С и D.

приемы игры Го

Черные в похожей ситуации. Они связывают разделенные камни по краю доски с помощью прилипания 1.

приемы игры Го

Прыжок камнем 1 («прыжок обезьяны») не режется, если непосредственно над интервалом между черными нет сильных белых.

приемы игры Го

Прием соединения с опорой на чужую слабость. Если белые разрежут, то потеряют камни в углу. 

приемы игры Го

Первая линия позволяет держать белые камни связанными, несмотря на интервал между ними.

Прилипание (цукэ)

приемы игры Го

Высококлассный прием (5 чин  и выше). Применяется для атаки, построения формы и жесткого дележа участка. Регулярно встречается в стандартных съемах угловых построений. Здесь камень 1 угрожает окружить черного в А или проникнуть в черное владение В.

приемы игры Го

Владение дороже, поэтому белые окружают черных, жертвуя камень (стратагема продажи мертвеца, тоже прием) и соединяются после соединения черных № 10. В итоге белые развили сильный отряд, имея изначально слабые, разделенные камни.

приемы игры Го

С помощью прилипания черные выводят из окружения отрезанные камни и атакуют слабый белый.

Встречный удар (атари)

приемы игры Го

Контратакующий прием. Угрожает построить хорошую форму А или захватить белый камень В. 

Удар в глаз

приемы игры Го

Камень 1 бьет черных в глаз, что является лучшим способом спасти два отмеченных белых.

Куда ставить, как управлять и что строить?

В древние времена Го было не игрой в дележ территории, а больше напоминало современные суперкомпьютеры, с помощью которых наши ученые прогнозируют изменения климата и строят модели различных явлений. На доске Го отображался календарь с 24 сезонами, девять жирных точек отмечали Девять парящих звезд Фэншуй (они же цифры из схемы Ло Шу), 72 перекрестка первой линии означали число пятидневных недель в году 64 перекрестка по всей доске означали 64 гексаграммы Книги перемен. На прототипе игровой доски определяли будущее, решали математические задачи и разбирались с устройством мировых законов.

Игра содержала в себе множество подобных моделей знаний, большая часть из которых утрачена. Но при этом Го сохраняло  свою простую форму: сетчатое поле и одинаковые камни двух цветов, которые   подобно элементам в клеточном автомате «Жизнь» соревнуются за жизненное пространство. Со времен Воюющих царств игра Го  наполняется военно-стратегическим содержанием. «Суперкомпьютер Го» попал в руки полководцев, которые моделировали на гобане сражения и борьбу за господство, полагая, что в их основе лежат те же универсальные закономерности, что отражает Го. 

Расстановка реки Ло (магический квадрат)

фусэки

 Схема Ло Шу или «магический квадрат» известна в Китае с глубокой древности. Историки из Китая полагают, что в ранние эпохи в игре Го зашифровывались важные знания. Одно из них — последовательность цифр схемы, которая своими обозначениями напоминает черно-белые камни Го. То есть, камни в начале игры расставлялись в данной последовательности, что, пожалуй, не самый эффективный путь дележа территории.

Расстановка "Благословение небес на землю" (64 гексаграммы)

фусэки

Эта мало известная схема висела в доме у Го Сэйгэна, знаменитого мастера прошлого столетия. Он рассказывал, что так начиналась игра в один из исторических периодов. 64 камня символизируют 64 гексаграммы Книги перемен. Они выставляются в особом порядке, как бы нарезая углы в спиральном движении по доске. После выставления 64 камней игра сведется к сложному противостоянию в скорости выстраивания связей или же к острому противостоянию, так как построить живой отряд будет непросто. Но возможно, что и игра была иной? А ключом к пониманию являлся порядок выставления камней, помогавший запомнить гексаграммы.

Классическая расстановка китайского вэйци

фусэки

Традиционное начало игры в Китае как минимум с 11 века. Первые четыре камня повторяют порядок схемы «Благословение небес на землю». Но затем выставление схемы прекращается и начинается игра в дележ пространств. В «Каноне вэйци» 11 века сказано, что четыре камня во главе углов символизируют закон Дао. В 17 веке японские мастера отказались от изначальных схем и начинали игру с пустой доски. Возможно, что именно так играли в эпоху Тан, традиции которой они старались копировать.

Отказ от расстановок открыл новую эру в исследовании игры Го. Она характеризуется конкуренцией трех школ: школы владения, школы влияния и школой войны. Школа владения разработала теорию классического Го. Ее расцвет пришелся на 19 век, а ренессанс случился во второй половине 20-го века.

Мастера школы влияния изобретают космическое Го (такое название ему дали в англоязычной литературе). Первопроходцами были мастера самурайской эпохи Сегуната. Но от них сохранились буквально единичные записи поединков. Расцвета школы добились гении предвоенной Японии 20-х — 30-х годов. В Европе наиболее известен ныне живой классик космического стиля мастер Такэмия. Многие его книги были переведены на английский язык. Сейчас эта школа переживает ренессанс из-за кризиса силовой военной школы корейцев и китайцев (последние в силу культуры впитывают все три направления).

Школа войны стоит на расчетах, уловках, силе игры и выгодном позиционировании. Ее наиболее яркие представители — молодое поколение современных мастеров Азии и Европы. Поражение чемпиона от Кореи Ли Седоля искусственному интеллекту AlphaGo ознаменовало упадок этой школы. Однако 90% современных книг по технике игры написаны в ее духе.

Русская школа Го стремится интегрировать лучшие концепции и идеи трех восточных школ, традиционно опираясь на классическую культуру Го. Она называет свой подход стратегическим Го, так как опирается на отечественную и европейскую интеллектуальную традицию. Важное отличие от восточных школ: приоритет мышления и принципов стратегии, над тренировкой счетных способностей и запоминания вариантов. Разницу в подходе можно сразу заметить, познакомившись с ее книгами, например, с «Русским Учителем японского Го» или книгой «Девять изящных решений».

Классическое Го

Мастера классической школы ставят камни во главу угла и следят, чтобы они были в хорошей форме. Основными операционными линиями являются третья и четвертая от края, а ключевая идея — это идея золотой середины и равного дележа владений. Таким образом, игровая техника сводится к четырем базовым компетенциям:

  • чувство формы и стиля;
  • знание стандартных построений в углах и на сторонах;
  • методы атаки чужого владения и защиты своего;
  • умение вести расчеты (необходимо во всех школах).

Космическое Го

Космический стиль подразумевает отказ от сидения по углам в пользу активного развития в центре и по сторонам. Ключевая идея в том, чтобы накапливать влияние как можно быстрее и как можно больше. Затем, дойдя до позиционной полноты, вовлечь соперника в передел сфер влияния, пользуясь накопленным опережением в развитии и масштабом. Здесь нет жестких формул, на которые можно было бы опереться без оглядки. Главным подспорьем является здоровый авантюризм и творчество. Но все же можно обозначить несколько комплекций, без которых не обойтись:

  • умение строить большие агломерации (мойо) и управлять ими;
  • чувство баланса;
  • понимание связки владение-влияние, использование ее при разменах;
  • умение вести конфликт.

Способности довольно общие, но они предполагают владение базой знаний классического Го или навыком силовой борьбы.

Школа войны

Как охарактеризовать боевой стиль Го, выпестованный корейской школой Го? Быстро займи позицию поудобнее и начинай тотальную схватку с чужими камнями за территорию. Зачем строить и организовывать, когда можно отнять? Этот подход позволил корейцам на десятилетие разгромить японцев с их страстью к формам и «правилам». Особенностью данного подхода к Го является примат тактики и операций над стратегией, которая оказывается не нужна при достаточной сокрушительности удара.

Однако искусственный интеллект AlphaGo наглядно показал пределы школы войны. Ты можешь выиграть все битвы, но проиграть войну, если не будешь опираться на стратегию.  Еще один аспект — сила расчета. В игре Го он необходим, но в школе войны точный расчет занимает, пожалуй, первое место. Другие ключевые инструменты школы:

  • понимание нюансов жизни и смерти;
  • владение приемами и методами атаки и защиты;
  • сила духа и психическая устойчивость;
  • чувство хаоса схватки.

До сих пор представители этой школы занимают господствующие позиции в мире Го. Поколебать их положение смог лишь искусственный интеллект Google.

Стратегическое Го

Любую технологию можно разобрать до принципа мышления. То же относится и к стратегии. Игра Го может быть просто настольной игрой, а может стать тренажером нашего интеллекта. Идея стратегической школы в том, чтобы применить Го в качестве программной среды мышления. Звучит слишком сложно. Говоря по-простому, игра Го используется как  стратегический симулятор. Это похоже на тренажеры, на которых готовят пилотов самолетов. Возможно ли это?

Но именно такую роль играло Го в Древнем Китае! С его помощью строили стратегическое мышление. Проблема современного человека в том, что он не сталкивается с такими инструментами практически нигде. Вам построили интеллект в школе? Если да, то вы счастливчик.

Русская стратегическая школа базируется на классической японской и китайской школах Го. Отличается методика изучения. Упор сделан не на выработке автоматических навыков, а на формировании понимания. Второй важный момент — связь схем и принципов игры Го с реальными проблемами, будь то военная стратегия, политика или предпринимательство. 

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены