«Если мы начнем игру с прямого огораживания территории». Небольшой конспект лекции, прочитанной в клубе.

«Игорь Гришин:
— Eсли начать игру с прямого огораживания территории, то может не получиться даже равной территории. Как только начнешь прямо огораживать, тебе будут мешать, вторгаясь своими камнями в область огораживания, либо начнут эту область сжимать так, что получится мало. Поэтому трудно, если не невозможно, сразу огораживать территорию. Однако в стадии исполнения партии уже появляется территория для прямого огораживания. В начале же партии затруднительно, а возможно и неверно стараться подсчитать очки территории. Начинающий их и не видит поэтому.
— Просто играть ведь это для малышей, правда?
— А что значит просто играть? Ведь человек всегда стремится к конечному
результату.
— А какой конечный результат в игре?
— Преобладание пунктов.
— Тогда в чем игра? Как мы можем тогда играть? Я занимался дольше, больше практиковался, поэтому у меня будет всегда получаться очков больше чем у вас. Зачем мне тогда играть с вами? Вот если бы мы с вами сейчас бросали кубики, то больше очков было бы то у вас, то у меня. Тогда был бы интерес.
— Мы играем в стратегию. Это интеллектуальная игра. Но если ты этой игрой занимался специально – я, например, занимаюсь пятнадцать лет – как вы можете у меня выиграть? И как мы тогда будем играть? Во что?
— Я же не стою на месте, правильно. И тогда во что мы играем?
— Кубики – это случайность. А здесь, в Го, все — результат работы моего ума, моей интуиции. Здесь, в принципе, от меня в какой-то мере зависит результат.
— Ум, интуиция – как соотносятся? Берем карандаш, рисуем весы: на одной чаще ум, на другой опыт.
— Может быть ум. Мы с вами делаем вместе наш курс. Пишем его, как книгу.

Если мы с вами просто играем в Го, то при чем здесь все остальное? Если мы играем, то при чем здесь тогда учение, курс, теория? Какой мне смысл учить кого-то десять лет, чтобы потом однажды с ним сыграть? А в Го именно так, тем оно и отличается от других игр – правила осваиваются за десять минут, а теория – за десять лет. И как здесь найти тот момент, в котором мы будем либо вместе играть, и получать удовольствие, либо вместе получать удовольствие в процессе освоения игры?

Играть свою игру – это запрос каждого взрослого человека.
Может, вдруг выяснится, что мне, например, неинтересно играть с начинающим. Кто-то другой скажет — что ему неинтересно «со слабыми». Игра с начинающим – это абсолютная победа, и абсолютное поражение начинающего. Либо мне надо себя сознательно ослаблять, чтобы было интересно обоим. Есть, известны такие “естественные” техники ослабления. Они могут быть опасны. Не отсюда ли алкоголизм, нездоровый образ жизни у известных игроков? Подчеркну, что здесь важно слово “игроков”. Или можно, например, не заниматься теорией, не учиться, не развивать себя. Так? Или не так?

В компьютерной игре можно выставить флажки – ученик, мастер, чемпион, такой-то или такой-то уровень. А здесь, в Го, можно, конечно, дать фору компьютеру. Но это не поможет приобрести интерес. Вот, например, эту программу человек делал двадцать лет. Я поставил программе “нечеловеческую фору”, тринадцать камней, и … выиграл. Это что? Это может быть мне интересно? Но если вы, как начинающий, будете играть с этим компьютером – вы проиграете. Проиграете и скажете «ну да, компьютер, в него все учебники вложены, все равно обыграет — неинтересно». Тоже неинтересно! Смотрите, и Мастеру и начинающему – всем неинтересно! Вот это – Го. В этом проблема Го.

В Го очень много уровней игры. Матрица 19 на 19 дает нам количество вариантов примерно «равное количеству атомов трех галактиках».

До чего, до каких идей, дошла наша школа Го? До идеи, что есть красота и интерес в изучении, где мы говорим «нам интересно играть, изучать, даже если мы не будем доигрывать, не будем выигрывать, не будем проигрывать». Но – это пока только мысль, надежда. Надежда на обретение интереса. Мы еще сами так не научились. Просто стала возможна такая точка зрения. Может быть поэтому у меня, как у главы Школы, появилась возможность рассказывать о стратегии?

Как развивается стратегия в Го? С первых камней или постановок. Отличаем ли мы ход от постановки? В чем отличие, если отличаем? Может быть в том, что постановка может сопровождаться ходом мысли, а может не сопровождаться? Когда сопровождается – мы можем считать такую постановку ходом. Таким образом, русское слово ход соответствует заимствованному слову вариант. Так намного понятнее с моей точки зрения. А вам?

Представим, что мы играем в Го вдвоем. Если нет хода, как хода мысли для развития своего строя камней, а есть рука, то можно осуществить новую постановку – но только не пропуск, не пас. Если вы знаете, как своей игрой мешать мне делать свою игру, поскольку я являюсь вашим противником, или развивать мой строй камней – это тоже ход, но связанный с моими камнями. А если не знаете, как развивать свои камни или мешать развиваться моим камням, то просто осуществляете следующую постановку. Ставите, куда подсказывает вам ваша интуиция. Ставить на первую линию не стоит, такой камень трудно представим как огораживающий территорию.

Продолжаем. Вы можете теперь, если мы говорим о стратегии, начинать задавать себе рефлексивный вопрос: «каким образом вот этот камень работает с этими двумя?» Чем хорошо Го? Камнями, правда? Го – объектно. Весомо, зримо.

Поэтому мы можем начать ощущать страткегическое зрение. Cтратегия включает в себя не только настоящее, но и прошлое и соответственно — будущее. Тогда только она – стратегия. Иначе стратегией можно назвать вообще все что угодно. Слово сейчас дискредитировано в современном мире.

Прошлое и будущее, однако, до сих пор интересны людям. Настоящее же мало интересно, настоящее дискредитировано, также как стратегия. Не согласны со мной? Это – не страшно. Я тоже не всегда бываю согласен сам с собой.

Есть манера «рэнго» или парного Го, где игроков больше, чем двое и каждый имеет право поставить камень в свою очередь. В такое Го играет множество разных Я. Но даже в игре вдвоем внимательный человек может заметить у себя разные «Я». Одно Я ставит камень, другое удивляется таким ходом мысли. В разборе вы это увидите и поймете, задавая себе вопрос: «Неужели это Я сам туда поставил этот камень?»

Пока постановки в балансе с ходами, вопросов к ним у нас нет.

Например, в чем вот этот “ход”? Теория Го сообщает, что есть места на доске и «места», то есть, выгодные и невыгодные. Одно из самых выгодных мест – это угол. Шесть камней, поставленные в угол, огораживают нам девять мест. Пока говорю мест, потому что еще не известно станут они очками или не станут. Очки появляются, строго говоря, только при подсчете, когда игра точно окончена. Смотрите, вот эти шесть камней, поставленные на стороне, могут огородить всего четыре пустых места. Угловое построение камней — это фигура, которая готовится к огораживанию очень выгодной области, которых на доске всего четыре. Поэтому здесь, например, прослеживается ход мысли – огораживание конкретного угла.

Ариана: — Для меня стратегия – это знать, чем кончится игра… способность предвидеть исход ситуации.

Игорь Гришин:
— С какой целью вы хотите это видеть?
Ариана:- в масштабах, по-моему, это отличается как ход и постановка.
— построение своей игры.
Игорь Гришин:
— то есть – чтобы управлять? цель этого девиза – не играть в чужих играх, а учиться строить свою?
Ариана: — и достаточно быстро реагировать на изменения, опять же имея какой-то свой план развития. Хотя можно возразить – какой план, когда ситуация меняется?
Игорь Гришин:
— а почему вы не хотите участвовать в чужой игре? Это — наводящий вопрос.
— чужая игра – там, где вы ее не контролируете. Ее ведут за вас. Говорят вам — будьте тем и этим. И вы должны понимать – почему не хотите участвовать в чужой игре, и в какой именно чужой — не хотите. А если не сможете понять, то можете в ней оказаться. Следите за ходом мысли?
Ариана: стратегия – попытка поменять игру, это даст нечто большее для самоосознания. Это — больше, чем чужая игра.
Александр: надо уметь играть в чужие игры. В свою всегда можно сыграть. Почему мне интересно играть в го? Начать чужую игру – чтобы меня повели — и … выиграть.
Ариана: – своя игра, для меня – это осуществление своей задачи.
Игорь Гришин:
— если мы к концу нашего курса получим формулу стратегии – это большая удача. Как быть с такими ресурсами, как время, например, пространство человеку немного понятно, а вот стратегия относится часто к таким ситуациям, в которых мы часто ресурсы, действуя вразрез со стратегией. Но что такое стратегия? Даже “рабочий в бочке” – это не стратегия. Есть вещи, в которых мы можем заблудиться и потерять какие-то серьезные ресурсы. Поэтому именно там, где есть серьезные ресурсы, нам часто просто необходима стратегия. Не страшно, что мы выиграем в течении 15 лет, страшно, что пройдет 15 лет, но мы так и не выиграем».

Маша Петрова, слушатель лекции

Лекция читалась для работников Клуба чайной культуры сада «Эрмитаж», Игорь Алексеевич Гришин, 10 января 2007

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены