Управление временем

Время в игре Го описывается связкой сэнтэ и готэ, что можно дословно перевести как «ведущая рука» и «ведомая рука». Японское слово тэ («рука») означает и ход на доске, и руку, ставящую камень. Го является игрой в руководство. Руководитель – тот, кто водит за собой, а не тот, кто машет руками.

Время в стратегии считает не минуты и часы, а число темпов, из которых складывается наш маршрут к победе. Если наш путь к цели вернее, чем у соперника, то мы выиграли темп. Выигрыш времени выражается не только в сокращении станций, которые необходимо пройти до победы. Если вы сорвали движение к цели противника, вынудив его реагировать, то вы тоже выиграли время, выиграли темп. Верный путь не всегда самый прямой или короткий. В стратегической реальности обходная дорога, порой, оказывается надежнее прямой. Проще говоря, в стратегии опережает не тот, кто быстро бегает, а тот, кто быстрее добегает до цели с минимальными затратами сил.

Древние греки различали время, за которым мы следим по часам, и особое стратегическое время. Первое они называли хронос. А время благоприятного момента называли кайрос. Война является временем кайроса. Герой идет на подвиг, когда наступает время кайроса. В обычное время он может лежать на печи или заниматься рутинными вещами. В эпоху кайроса дела сами делают себя. Если же благоприятный момент упущен, и ты оказался в потоке рутины хроноса, то бывает, что ничего невозможно сдвинуть с мертвой точки. 

В Китае описанию правил поведения в периоды кайроса и хроноса посвящена одна из главных философских книг – Книга Перемен. Философы Китая исследовали закономерности времени, размышляя о единстве и борьбе сил инь и ян. Время как смена дня и ночи интересовало только крестьян. Для князя имело значение направление потока времени, динамика судьбоносных событий. Например, неожиданный дождь, который размоет дороги или засуха, ослабляющая силы государства – это проявление кайроса. Такие события всегда случаются вдруг и поворачивают колесо фортуны. Кайрос – это время черных лебедей. С ними нам предстоит научиться работать в Доме ведущих и ведомых. Небесные врата открываются и закрываются, и важно не упускать свои шансы.

Почему одни всегда оказываются в нужный момент и в нужном месте, а другие застревают в текучке, и события буквально проскакивают мимо них? Какие ориентиры у нас есть на стратегическом «циферблате»? Удачливый человек улыбается, глядя тебе в глаза и, улыбаясь, говорит: «Мне просто повезло!» Ключ к удаче в умении почувствовать момент, когда тебя повезет сама реальность. Стратегия позволяет его увидеть. Доска Го – это все время, которое у нас есть. Оно всегда перед нашим взором. Все 360 перекрестков. Случившиеся события – это стоящие камни, а предстоящие – пустота вокруг них. Играя в Го, мы учимся различать гравитацию благоприятных моментов и шансов, которые то появляются, то исчезают после нового хода. Время открыто для вашего взгляда, нужно лишь научиться его читать. 

Каким бывает время? В голову приходит библейская притча про легкие и тяжелые времена. В жирные годы все растет и движется само. Это время создавать новые идеологии, открывать новые предприятия. Легкое время для легких камней, которым все доступно. Начало партии в Го называется фусэки, дословно «расставленные камни». Фусэки – это время разбрасывать камни, время больших ходов и широких сфер влияния.

Тучные годы сменяются худыми временами. В тяжелые годы важно сберегать и сохранять то, что имеешь. В этот момент игроки собирают камни. Это ёсэ, когда всему есть цена. Это время для маленьких шагов и побед сzero money, то есть с минимальным перевесом. 

Время на доске Го измеряется плотностью. Позиция твердеет, кристаллизуется. Свобода превращается во власть, пустыри становятся чьей-то территорией. В ёсэ плотность достигает предела, и тогда игра останавливается. Легкие времена – время творцов и радикальных мыслителей, готовых переворачивать мир. В это время большое мойо выгоднее небольших территорий. В тяжелые времена на фоне общего увядания бал правят защитники рент и охранители. В трудное время в цене владения, а не опционы.

Между смелостью фусэки и расчетливостью ёсэ расположена важная и опасная часть стратегической игры – тюбан, что переводится как «середина доски». В центре идет постоянная борьба без фронта и тыла, развитие стоит в два раза дороже, чем в углу. Но именно в центре, а не на периферии, идет борьба за богатство. В фусэки занимают большие места. В тюбане побеждают. В ёсэ закрывают позицию, превращая все опционы в очки. Тюбан начинается, когда в углах и на сторонах не осталось больших мест. Тогда наступает время войн и передела сфер влияния. 

Если в обществе нет больших идей, то начинается стагнация. Стагнация ведет к войне. Чтобы платить по счетам, нужны большие идеи, либо большая война. Радикальные мыслители одновременно являются и безумцами. Но они способны превращать стагнацию в рост. Илон Маск поднимает волны хайпа и носится с авантюрной идеей освоения Марса. Зачем? Он создает альтернативы большой войне, представляя силы, которые борются за сэнтэ для Америки в глобальной игре. США вместе с остальным миром, стремительно движутся к тюбану на мировой доске, в углах которой почти не осталось больших ходов. Какой будет игра в центре, определится в ближайшие несколько лет.

Почему он теряет время? Потому, что у него возникает дефицит ходов: проблем много, а ход один. К этому его вынудили ложные цели и обстоятельства непреодолимой силы: задача выжить, уплотниться или избежать потерь. Опережение в стратегии – это ваше распределенное внимание по пространству доски, когда вы знаете, что своевременно и что уместно. Когда у вас нет ложных целей, а камни приходят на доску точно и вовремя, тогда у вас не возникнет дефицита ходов, какой бы разносторонней ни была ваша позиция. На этом принципе – делать работу быстро и качественно с минимальным расходом ресурсов – построен миллиардный бизнес Toyota. Взять эту идею японцы могли исключительно в сокровищнице Го.

Ведомый занимает в основном маленькие места, в то время как большие и срочные пункты оказываются в руках ведущего партию. Это и есть стратегическая инициатива. Если ты овладел большими позициями, ты овладел временем. Территория – это функция времени, ты получишь ее автоматически. Пространство и время в Го неразрывно связаны. Чтобы выиграть время, нужно занимать большие пункты. Накопленное опережение в свою очередь капитализирует вашу позицию и приносит дополнительные очки территории. 

Четыре динамики изменений в Го

Книга по стратегии Го 14 века «Сокровищница всех чудес» начинается с необычной карты игрового поля. Эта книга никогда полностью не переводилась на английский. На схеме четыре угла доски обозначены восходящей, нисходящей, стабильной и переломной динамиками. Точно также различаются четыре тона в китайском языке. Почему это важно? Для людей той эпохи время было неоднородно, в нем есть сезоны, благоприятные для одного и неподходящие для другого. 

Обозначения динамик на доске Го условны. В игре изменения перемешаны и образуют единое поле. Лишь в углах есть надежда на стабильность. Увы, вы не можете играть только в одном углу. Как бы не были хороши ваши решения, сама жизнь погрузит вас и в шторм, и в период упадка. Как бы плохо не играл ваш соперник, если у него сложилась позиция роста, то все будет расти само собой, вопреки его ходам. Поэтому лучшее время – это время покоя и равновесия. Наша задача научиться играть в четырех динамиках: ловить волны роста, воевать там, где кризис, мягко управлять в период спада. 

Все в мире делятся на ведущих за собой и ведомых за руку. Тот, кто ведет становится проводником. Проводники иногда сгорают, озаряя светом своего пламени дорогу тем, кто идет следом. С этой точки зрения стратегия второго не так уж и плоха. Роли ведущего и ведомого – это не линейная оппозиция, а перекресток, на котором у вас есть выбор. Невозможно быть первым везде. Размышляя об управлении временем, китайские военачальники открыли стратегию гостя и хозяина. В ней в причудливом танце переплетаются роли ведущего и ведомого.

На военном театре роль гостя играет армия вторжения. Гость должен быть голодным и активным. Его цель перехватить управление и стать хозяином на новой земле. Роль хозяина, напротив, в том, чтобы быть уступчивым и осторожным. Сытый хозяин защищает свое и потому стремится минимизировать ущерб от появления незваных гостей. Звучит неожиданно, правда? Мы привыкли к тому, что наши гости сидят на краешке стула, а хозяин – барин. В стратегии все наоборот! Гость играет легкими камнями через влияние. Как только он заработал обременений, его позиция становится тяжелой и ему есть что терять, гость превращается в хозяина. Влияние конвертируется во владение, которое несет обременения в виде слабостей, недостроек и нуждающихся в защите территорий.

Стратегия гостя выглядит как распыление сил по доске. В этом ее соль – рассредоточиться и занять большие места, договорившись с хозяевами. Азиатские компании выходят на новые рынки, руководствуясь этой стратегией. В начале книги мы рассматривали игру Китая с США, где обе державы применяли стратегию гостя друг против друга, стараясь выиграть темп. Эта модель универсальна и повторяется в бизнесе. 

После «нефтяного шока» 1973 года японские автомобильные концерны решили, что настал благоприятный момент для вторжения на американский рынок. Японские машины были дешевле и экономичнее богатых американских автомобилей. Стремительный рост цен на бензин создал благоприятный момент для хода японцев в углу США. Простые американцы впервые задумались о расходах на содержание своих больших и дорогих автомобилей. Какую стратегию выбрали японцы? Они делали свои ходы в стиле Го.

Большая тройка на автомобильном рынке США

Три белых камня занимают доминирующую позицию на стороне, подобно «большой детройтской тройке» на рынке США – трем автогигантам Ford, Chrysler и General Motors. Вторжение японцев оказалось настолько болезненным, что Детройт погрузился в кризис на десятилетия. Японская стратегия оказалась очень эффективной, а американские компании совершенно не готовыми к конкуренции. Человеку свойственно повторять свои ошибки. Аналогичный кризис повторился в конце 1980-х, когда японцы отняли территорию у гигантов высокотехнологичной индустрии, таких как Intel и IBM. Дошло до полноценной торговой войны между двумя странами. Та же история повторяется сейчас в третий раз, уже с Китаем. Американцы каждый раз проигрывают и обижаются.

план японцев

Киитиро Тойода умел играть в Го и знал, как вторгнуться не атакуя. Цели сокрушить автоконцерны у него не было. В Го вообще редко ставится задача на уничтожение. Стратегия черных нацелена на дележ угла. Это дзёсэки, то есть выгодный для обоих участников обмен по принципу gain-gain. Ходы черных 1 и 9 – это стратегия гостя: выход на чужое поле и мягкое вторжение в угол. Оно мягкое, так как не угрожает жизни белых и сразу нацелено на дележ территории. 

Кто здесь ведомый, а кто ведет игру? С одной стороны, черные вынуждены защищать маленькую территорию в углу, следуя за белыми. Но несмотря на это, черным удается первыми достроиться в углу. Белые оказались ведомыми! Они теряют инициативу, защищая свое мойо на стороне.

Японцы рассчитывали расширить свое присутствие в нише дешевых экономичных машин в углах и понимали, что конкуренты не пустят их на рынок люксовых автомобилей – середина стороны. Однако Toyota и Nissan получили намного больше! 

модель вторжения

Что будет, если белые не защитятся мы знаем из истории. Неумелые действия американских топ-менеджеров позволили японским автомобильным компаниям ворваться в центр доски, получив большое влияние на глобальном рынке. Однажды на вопрос американского корреспондента, почему японцы нечестно конкурируют и нагло вторгаются на чужую территорию, японский бизнесмен ответил: «Вы должны были заставить нас ввязаться в американские проблемы и инвестировать больше камней в защиту территории». Сравните позиции на рисунке плана и расклад после вторжения. Если не управлять игрой черных, они из гостя быстро превращаются в хозяина. 

Задача белых в том, чтобы найти взаимовыгодный путь игры, а не игнорировать проблему или пытаться убить чужие камни, используя политические рычаги. Живую группу все равно не убить. Стратегия хозяина строится на хакинге, когда мы обращаем себя в чужой ресурс и через это начинаем управлять. Управлять живой группой на своей территории нужно не угрозами, а вовлекая ее на свою территорию и вынуждая больше вкладывать в себя, теряя инициативу. 

автор: Михаил Емельянов

Comments

0 comments to this post

Send me a message

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены