Я не могу сейчас объяснить вам всю технику Го хотя бы потому, что чем вы тогда будете заниматься без меня? Я научу вас этому подходу, и тогда вы сможете применять его в игре Го по-другому, лучше чем я.

Игорь Гришин:

Мы согласились, с точки зрения белых, что это разрезание абсолютно законно, что с нами надо поступать именно так, резать и отрезать наши камни,
отдавая нам что останется. Так? Согласны? Или не согласны?
И в конце концов черные в этой позиции проигрывают?
-в этой может и не проигрывают, но чередой таких позиций они, конечно, проиграют.
— я немножко поиграла с Артемом и он мне объяснил что центр — это важно. Проблема в том, что их отжимают и их отожмут, и уже не спасет ничего.

Здесь можно сделать два глаза и как-то стабилизировать эту ситуацию.
-мы должны посмотреть сейчас, что происходит когда камни приходят в соприкосновение. Вот мы смотрим:
камни пришли в соприкосновение.

(Даниил делает ход)

-то есть эти камни снова отрезаются.
-да отрезаем верх от низа . Вот если низ вашего тела отрезать от вашего верха, вы почувствуете и скажете: ”Неправильно это, неправильно!”
-то есть, надо стремиться не пустить к центру.
-ну да. Вот если образно показывать — вот это голова черных . Спросят почему, так? Ответ, а что еще может “торчать” вверх? Смотрите – это голова, это нога, это туловище. Понятно, что между головой и туловищем есть разрыв. Вот в этот разрыв все время какие-то вражеские силы стараются бить.
Тут не зевай, сразу отдавай голову врагу и оставайся внизу, но без головы, буквально. Либо мы пытаемся врага поймать. Поймать можно разными способами. Вы уверены что таким способом поймаете?
— вас – нет.
— а может, поймаете? Может, Машу поймаете?
— если этот камень отдать, то все рухнет. Эта отдача приводит к полному разрушению. Белые воссоединились — все кончено.

Поэтому, из рассуждения следует, что нужно защищаться.
-то есть, кончится тем, что здесь будет куча проблем, и я просто не смогу добраться до этой группы?
— не факт. Подсказка – этот камень хитрый. Он влечет за собой некий ход мысли, который Маша покажет, если вы вдруг ошибетесь. Если вы не разгадаете этот ход мысли, Маша покажет вам, как это работает. Вы видите этот ход мысли? Ставьте камень, не бойтесь. Смелее! Не бойтесь ошибаться!

Вы видите, как белый теперь может съесть черных? кто знает, чем окончится путь черных? Да, путь долгий и извилистый, но когда-то окончится, вопрос – чем?

— у черных есть время “сработать” по этим местам?
— у черных одно свободное дыхание . Поэтому черные “так” не могут успеть.
— если делается глупость в начале, можно попробовать “так” в другом месте?
— сейчас они “так” дойдут до края доски и будут там зачищены.
— эти камни пропали. Отыгрываем обратно, возвращаем ситуацию?
— Маша, все твои козни разгаданы. Оля разгадала все замысли Маши… кроме — последнего.

— я не согласен с этим Машиным ответом . Я вижу тут простой способ решить все проблемы черных. Один камень – и все проблемы решены. После этого у белых всего одна веточка. Могут они спастись? Нет. То есть, черный решил проблему, уничтожил захватнические разрезающие планы белых.
Если бы я не видел ответ на “это”, я бы сюда в жизни не поставил. Сейчас. Не будем торопиться. Это – техника. Техника берется не по учебникам, но из скрежета камней.

— это опасная ситуация или можно эту сторону напрячь, ,а на эту не смотреть вообще?
— можно, но тогда эти камни “выскочили”.
— Трудно. Видно, кaк эти три камня сейчас «попадают в другой котел». Они начинают окружаться белыми. Но вначале белые были окружаемы, а сейчас же эта стенка черных окружается белыми. И с ними трудно бороться – у них много дыханий.
— после этого нажатия, когда белый вырос, их очень трудно остановить. Не надо давить крем из тюбика – он окажется у тебя на брюках. Это очень важная стратегия.
— а если ты укрепишь свои проблемные места, ты все равно будешь давить?
— да, но в сильной позиции.
— то есть не надо давить крем из тюбика слабой рукой?
-да, тут можно сравнить с боевыми искусствами. Если тебя душат за горло, не надо пытаться оторвать руки. Лучше пытаться ударить в другое место.
— То есть, сейчас мы укрепляем свой камень?
— Да. Тогда белые могут копировать наш шаг. Могут так копировать – и тогда мы начинаем строить сложную ловушку.

Не играть впритык, сохранить как можно больше дыханий.
Эта дырка теперь очень сильно сквозит. Эта же — отдалена, и если белые будут пытаться пролезть, мы успеем ее прикрыть, причем сильными камнями. «Сильно же сквозящую» дырку придется прикрывать плохими, слабыми камнями.

В чем тонкость го? Люди ставят на доску камни, но не видят, что ставят еще что-то. Они, например, часто ставят дырки одновременно с камнями. Камень поставлен неплохо, но дырка перекрывает всю пользу хода. Эта техника, как и все остальное, мелкий отрезок, который нам самоcтоятельно надо “достроить до квадрата”. Я не могу сейчас объяснить вам всю технику хотя бы потому, что чем тогда вы будете заниматься без меня? Я попробую научить вас этому подходу, и тогда вы сможете применять его по-другому, лучше чем я.

Следующий подход – практика.

Михаил начинает

Что ты сделала этой постановкой?
— укрепила угол.
— если мы делаем действие – мы знаем, зачем мы его сделали. Либо пытаемся как-то его назвать. Слово «не знаю» в этой ситуации используется не по назначению.
— я расширяю угол, занимаю дополнительную территорию.
— это все к тому, что все наши действия сейчас несут какой-то смысл.

Сейчас я добавил в партию сложности. Ольга ее почувствовала.
— Мне хотелось либо защитить эту фишку, либо расширять этот угол.
(Объяснение смысла ходов):
Александр: этим камнем я пытался нападать на эти два камня.
Михаил: я пытаюсь забрать белый камень, подтвердив тем самым свое присутствие здесь.
— мой камень – кому его защищать, как не мне?
(Явление Карины).
— могут ли эти белые камни спастись?
— Почему два моих камня не были вами поддержаны? — — — Почему меня зачистили, прижали и расстреляли??? Я пишу письмо из плена, начинающееся ругательствами. Второе письмо *гневно-патетическое* : почему мне дали в помощь моих врагов, которые меня жестоко предали?

— Отлично. А теперь можно разбирать. Как это все построено?

(почему этот ход так хорош).

Черный “наступает на голову”, когда мы надавили на черных сверху – как и надо было по теории – то черный начинает давить наших нижних, черный — бежит. Наши за ним гонятся. Нам не хватило одного камня. Теперь белый в этой ситуации спастись не может.

— а почему это голова? по старшинству?
— потому что она направлена в сторону центра. Я же не могу стоять вверх ногами? Хотя я регулярно проверяю это в зеркале. То есть, обязан, если не уверен.

Мне на голову поставили плиту, наши люди на нее надавили… И, естественно, плита пошла вниз. Теперь моя голова направлена в землю, я бегу. Тут мне дали по щеке, моя голова направлена в сторону. Там мне снова дали по голове. Так что когда за мной явились спасатели – спасать уже и нечего. Теперь у меня вопрос к «однополчанам» — какого … они давили сверху на плиту, вместо того, чтобы поддерживать меня внизу? И почему мне послали подкрепление с этой стороны черной стены, а не с той, где я стоял? А если это и не подкрепление а что-то другое – то почему мне не послали подкрепления??
Я доказываю, что меня подставили. Он говорит, что атаковал. А командование не знает, кому верить.
Этот камень позволяет черным сюда навалиться. Вы принесли меня в жертву. но мне так, в плену, не кажется. Вы можете сказать, что так и надо было – расстаться со мной, ибо слишком сильное окружение.

Наши силы разрезаны черными. Японская школа го говорит: тэвари. То есть, когда черный камень здесь, вы ответите так? А почему и как черный камень дважды оказался здесь?… Именно в такой позиции черными – дали условно “две руки подряд”. Это доказательство того, что один из ходов явно был не там. Метод тэвари. Покажу его пять раз. Рассматривая какую-либо позицию, вынимаем камни, не согласуясь с тем, какие номера на них написаны.

Белые сейчас управляют черными. Доказать, что я неправ, невозможно.
Метод Тэвари хорош тем, что он доказывает – в любой ситуации это плохо для белых, хорошо для черных. Почему у белых плохо?
(Карина). потому что они разрезаны.
Хорошо, объясняю сам: у этого камня три дыхания, он больной. У этого — тоже. У черных один здоровый камень, у белых – три больных. Что же, по-вашему, лучше?

Испорченные рисунки – самые ценные.

Михаил Емельянов:

— Партия игры в Го делится на три части: начало, середина, конец. Наша деятельность по завоеванию доски делится на четыре части: вершение, завершение, довершение, исполнение. Виды деятельности могут быть в начале, середине, конце партии. В начале партии упор делается на вершение и завершение. В конце же – на исполнение. Существуют определенные принципы, как можно вступать в этот процесс. Здесь можно оттолкнуться от того, что мы имеем. Выбрать точку отсчета – как я войду в это поле? То есть, одна неповторимая и уникальная точка.

Какая?
— центр, потому что все направления раскрыты?
— нет. Вершина. Она единственна, неповторима. Другого обоснования нет.

-когда мы начинаем говорить об углах, возникает проблема — где же, собственно, угол начинается, а где заканчивается? Тут мы выходим на понимание, что необходимо некое предварительное знание. Центр и граница – две предельности. Соотвенно, мы, оттолкнувшись от знания, что начинать с угла лучше всего с точки занятия территории (хотя это относительно) и ставя один камень, занимаем четыре позиции.
Соответственно, мы можем начать искать угол. Опять же, теория – с третьей линии проще всего начать поиск/захват территории.
Его действительно можно загнать и взять в плен. Нам важно доказать, что именно этот камень нежизнеспособен. Поэтому мы и говорим, что у него очень Мало дыханий. Здесь камень ослаблен. Здесь же – полноценный, хотя и не способный держать территорию.

Точка 3.3 – некая граница возникновения жизни. Все, что выше – некие новые формулы, требующие своего осмысления и написания. Угол начинается и заканчивается на третьем уровне. Это знание, собственно. Отталкиваясь от нашего знания – угол есть лучшая точка для осваивания владения территорией: много и быстро. Как в третий раз доказать ценность центра? Поставим три камня на третий уровень. Что получим? Здесь мы получаем в каждом углу по 16 очков, умножить на 4 – 64. В центре же — 85 очков тем же количеством камней – 12 на 12. Черный разбросался, взяв четыре угла. Из-за этого получил мало. Белые, не разбрасываясь, взяли центр. Таким образом, центр лучше – больше получается. Здесь, если появится черный, он не сможет выжить. У белых достаточно времени и силы, чтобы пресечь любые попытки завоевания.

Поэтому мы должны знать – в какой ситуации лучше центр, в какой — угол, где границы того и этого… Именно тогда знание будет развиваться и обогащаться. То, о чем мы сейчас говорим – искусство поиска целостности – применимо в любой деятельности ВООБЩЕ, особенно связанной с порождением нового. Вопросы есть?

У углов есть четкая характеристика, они имеют границы. Центр же сложнее – он заканчивается там, где начинаются углы. Здесь можно построить круг – он более структурирован, у него есть центр, радиус и т.д. Чтобы построить жизнь в центре, надо поставить как минимум десять камней. Чтобы появилось два ока. Плюс – это дольше. Это все надо строить, а тебе целенаправленно будут мешать… Если ход – это год, то на это условно надо двадцать лет.

Маша Петрова, слушатель лекции

Маша Петрова, слушатель лекции

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены