Сэр, мы окружены
 

Борись осмотрительно

Философ Гераклит говорил: война есть условие и родитель всего. Война разбрасывает всех по результирующим ячейкам: этот оказался рабом, потому что не хотел умереть, а свободный готов был умереть и выдержал риск своей готовности к смерти, поэтому один сильнее тысячи, если он наилучший.

Без борьбы нет победы. В первую очередь победы над собой, ведь Го, как и любое искусство, учит превосходить себя. О такой войне и говорил Гераклит, войне за то, чтобы быть мыслящим, а значит свободным человеком. Сама природа подталкивает всё живое к борьбе в ходе эволюционного отбора лучших форм жизни. И также как в игре Го лучшей формой дележа пространства является равенство долей, в природе лучшим исходом борьбы являются сотрудничество и симбиоз.

Можно разделить людей на два жизненных типа: победители и побежденные. Первые пробиваются вперед. Последние избегают борьбы, а потому проигрывают. От кого они терпят поражение? Во-первых, от реальности, которая несет всех своим турбулентным потоком. Во-вторых, от своих более расторопных соперников в конкуренции за место под солнцем. Последние успехи Google в создании искусственного интеллекта открыли перед человеком новый фронт борьбы теперь и с нейросетями, пока лишь на доске Го.

Из десяти законов как минимум половина посвящена разным аспектам ведения борьбы. Настолько данная тема представлялась важной составителю этого свода стратегических правил. Четыре иероглифа стратагемы переводятся так: занимаясь другим, следи за собой. Под занятием понимается борьба или даже нападение. То есть, имеется в виду активное взаимодействие с соперником. В русской речи есть обратная формула: бить без оглядки. Стратег так поступать не должен.

Мы выявили две границы: нельзя уходить от борьбы, если она необходима, но вести ее следует внимательно и осмотрительно. Если про борьбу более-менее понятно, то с осмотрительностью надо разобраться. Что это за качество и как его использовать? Игра Го здесь очень полезна. В ней осмотр и работа с вниманием являются базовыми компетенциями. При правильном изучении игры они развиваются в первую очередь.

Задачи на осмотр объемны. Список наблюдаемого всегда будет неполон. Рост мастерства характеризуется расширением и уточнением такого списка, а также умением оценивать неоднозначные объекты осмотра. Это качество мы вслед за А. Суворовым называем глазомером. Чтобы освоить игру Го на уровне 1 дана развитый глазомер необходим. Пригодится он и в обычной жизни, так как нам в отличие от наших предков намного труднее тренировать внимание. Мало кого сейчас на улице караулит тигр или волк. А это был бы лучший тренинг на осмотр.

рисунок 1

рисунок 1

На рисунке 1 задача на принятие решения за черных. Особенность таких задач в том, что они учат грамотно осматривать позицию, выявлять в ней главное и я бы сказал, учат верному порядку размышлений. Эту задачу можно решать, даже не зная тонкостей игры Го. Достаточно обладать интуитивным чувством гармонии и понимать базовые принципы стратегии. Как осматривать позицию и на что следует обращать внимание?

Я советую сначала прислушаться к собственным впечатлениям и поймать, на чем задерживается взгляд. Сам я действую по такому алгоритму: сначала ловлю себя на первой мысли, что сразу бросилось в глаза. Затем оцениваю положение с точки зрения силы и слабости, а также нахожу самые большие места по территории. После этого я осматриваю позицию в целом с точки зрения гармоничного расположения своих и чужих камней. Я тугодум, поэтому полный осмотр данной задачи потребовал у меня несколько минут. Лишь затем я приступаю к планированию реализации отобранных действий. Достаточно выбрать четыре кандидата и детально с ними разобраться, чтобы определить и распланировать лучший ход.

Данная и следующие задачи из книги японского мастера 9 дана Като Масао. Он выставлял в японской газете позицию и предлагал читателям прислать ему план дальнейшего сражения на 20 постановок вперед. В следующем номере публиковался ответ, который показывал, какое решение приняли в этой ситуации профессиональные игроки. Накопив множество читательских ответов, Като Масао выпустил книгу с самыми интересными из них. Книга на японском и никогда не переводилась на русский. Разберу алгоритм рассуждений на примере первой задаче, а затем вы сможете попрактиваться самостоятельно на следующих заданиях.

рисунок 2

рисунок 2

Первое, что я увидел, это большую область черных слева с недобитым белым камнем. Концентрация черных и белых камней наверху указывает на конфликт в этой части доски. Из-за чего он случился и какую пользу из него извлечь черным, спросил я себя. Второе мгновенное впечатление – крепость черных внизу слева не развернута по стороне (по стрелке). Это большое место. Таким образом, мое мгновенное решение было следующим: развернуть крепость и объединить черных слева, обезвредив отмеченный крестиком белый камень. Красный пунктир отмечает черную область, которую мне удалось бы развить. Этот план интересен тем, что у него есть хорошее продолжение:

рисунок 3

рисунок 3

После развертывания области слева у черных образуется новое большое место в районе перекрестка А. Если занять и его, то позиция черных станет очень значительной, а у крепости в нижнем левом углу появится два крыла. Можно ожидать, что белые сами поставят камень в А, чтобы пресечь этот сценарий. Таков был мой начальный замысел, который пришел первым в голову. Он мне понравился тем, что удалось вовлечь почти все черные камни в общую работу. Но я продолжил осмотр.

Слабых отрядов на доске не видно. Есть два слабых камня: отмеченный ранее белый и черный в верхнем правом углу. Этот черный не то, чтобы слаб, у него 4 дыхания и позиция в углу. Но он с обеих сторон окружен белыми, один из которых на подходе к углу. Размышляя о судьбе этого черного, я обратил внимание на плотный белый отряд наверху слева, где был конфликт. И вот какая перспектива пришла мне на ум:

рисунок 4

рисунок 4

Пока я буду строить левую сторону, мой соперник вложит свои камни в самое перспективное для него направление. Чтобы не загружать диаграмму, я поставил только первые две постановки 2 и 4, которые оказывают мощный натиск на мой угловой камень, вынуждая его защищаться. Результатом действий белых станет создание огромной области вместе с отмеченными камнями на верхней стороне. Синий пунктир показывает ее приблизительные границы. Но кроме того, белые также могут рассчитывать на взаимодействие через центр. Диагональная пунктирная линия демонстрирует сферу влияния белых в целом. И большой вопрос, чья сфера влияния будет больше: черных или белых, пойди я на этот сценарий.

рисунок 5

рисунок 5

Подведем итоги осмотра. У черных есть потенциал слева, благодаря отмеченным крестиками камням. Здесь выгодно занять перекресток А, или что-то в этом духе. У белых основная перспектива в развитии их сильной позиции наверху, которая образована камнями с треугольниками. Я бы за белых занимал перекресток В и строил большой котел.

Важный аспект позиции черных в том, что все черные камни сосредоточены слева. Вкладывать еще один камень сюда выглядит как переконцентрация. Этот критерий используют мастера, так как они стремятся к глобальному равновесию. Похоже, что ставка на левую сторону за черных нарушит этот баланс, уступая белым стратегическую инициативу. Кстати, говоря об инициативе, нам необходимо знать, кто первым закончит построение в верхнем правом углу, если белые займут перекресток В. Рука там должна быть у белых, если черные намерены поделить угол поровну:

рисунок 6

рисунок 6

Какова вероятность, что белые выберут именно это построение? Я не знаю ответа на этот вопрос, поэтому если запланирую играть за черных слева, рассмотрю еще пару сценариев для белых в этом углу, например, двойные клещи. Но даже этот расклад мне не нравится. Область черных слева получается меньше, чем область белых здесь наверху. Инициатива остается в руках белых. Этого достаточно, чтобы оценить серьезность ущерба от действий белых.

Мы нашли две постановки кандидата за черных: А и В. Прежде чем перейти к планированию, посмотрим: есть ли еще интересные ставки для черных?

рисунок 7

рисунок 7

Возможно, что активное разрушение белой области постановкой в С эффективнее укрепления угла В. Также привлекательно выглядит взаимодействие с одиноким белым в нижнем правом углу (D). Похоже, что выбор между В и С является хорошим кейсом на осмотрительность в борьбе. Возможно, что оба решения плохи: одно слишком агрессивное, а другое пассивное. Пробьем оба решения на три шага вперед, чтобы сравнить их:

рисунок 8

рисунок 8

Оба построения с высокой вариативностью, а потому непросто предсказать выбор белых. Но предположим, что в обоих случаях они будут стремиться защищать область наверху. Я бы за белых действовал так или помягче, но именно с этого фланга. В результате черные получают стенку справа, а белые частично закрывают котел на верхней стороне. Сравним с позицией справа, где я поставил первый камень в район С. За белых я бы следовал идее окружить и нейтрализовать черный камень 1 любой ценой. Оба сценария похожи, но слева область белых шире, а значит там еще можно попартизанить. Так мне кажется, но возможно, что я не прав. Поэтому мой выбор — защитная постановка В, а не раскалывающая С. Оба сценария мне нравятся тем, что развивают черный камень в углу справа, благодаря чему позиция черных становится глобальной. Белые, наоборот, вкладывают все силы наверх, нарушая гармонию позиции в целом. Возможно, что белые и не будут так яростно строить верхнюю сторону, чтобы избежать этого? Меня устроит и такой расклад.

Не буду разбирать четвертого кандидата D. По моему мнению, сейчас это периферийный участок, действия на котором приведут к разбрасыванию на второстепенное. Главное для черных в том, чтобы сдержать потенциал развития белого влияния наверху и по возможности развернуться слева. Но что же делать в первую очередь? Я склоняюсь к варианту В.

Теперь можно посмотреть, что предложили японские читатели (сам я их варианты еще не смотрел). Итак, мнения читателей разделились между решениями А, В, С и их вариациями. Вот несколько примеров разработанных ими сценариев:

рисунок 9

рисунок 9

Серьезный японец средних лет в галстуке (фото каждого читателя в книге тоже есть) предлагает то же, что и я. Кстати, ему приглянулось и решение-кандидат D – камень № 7. За подобный первый ход, как здесь № 1 высказалось еще два японца в галстуках и женщина средних лет.

рисунок 10

рисунок 10

Один читатель в кимоно и с усами предложил активное противодействие белому котлу. Но, по-моему, постановка белых 6 медленная, можно ли на нее рассчитывать? Комментарий мастера я прочитать не могу, так как не владею японским языком. Выглядит такой план игры даже и не плохо, но мне он не нравится тем, что черная цепь 1-11 слаба и без работы.

рисунок 11

рисунок 11

Автор третьего сценария-мечты, так как в нем соединились два приглянувшихся мне решения А и В, одет в свитер и обладает роскошной шевелюрой. Белый камень 2 пресекает создание черными второго крыла. Благодаря этому черный успевает развить свой камень наверху справа, ставя 3. Я не рассчитывал на это в своем прогнозе действий белых. Ведь область наверху больше, чем то, что черные намечают внизу.

Во всех трех сценариях мы видим работу с выявленными нами угрозами и возможностями. В основном, читатели предлагали не разрушать белую область, а развивать верхний правый угол, расширяя позицию черных в целом на всей доске. Также размышлял и я. Теперь можно посмотреть решение Като Масао:

рисунок 12

рисунок 12

Скажу честно, мне не приходила в голову идея пожертвовать отмеченные черные камни слева ради развития угла наверху справа. Плюс черные построили стенку 7-13. Постановку 1 я рассматривал несколько секунд и отбросил ее, как непонятную по своим перспективам. Ответы белых 2 и 4 стали бы для меня неожиданностью. И я бы не поставил камень 5 на защиту угла. Он отправился бы защищать черных слева. Но японский мастер рассудил иначе. В результате Като Масао получил для черных все места, которые мы определили как важные: А (камни 9 и 11), В (камни 3 и 5) и С (камни 1 и 15), заплатив частью левой стороны. Да, это пример изящной стратегии!

Задание № 2

рисунок 13

рисунок 13

Принятие решения за белых. Оценка обстановки:

рисунок 14

рисунок 14

У белых две сферы интересов: на нижней стороне и слева вверху. Границы сфер отмечены пунктиром. Черные в основном сосредоточены справа, где у них крепкая позиция с хорошей производительностью камней. Левый нижний угол приносит черным немного, но он делает их позицию глобальной. У белых и черных есть слабости в позиции, но слабых камней нет. Уязвимые места черных отмечены крестиками, а белых кружками. Есть конфликт интересов на нижней стороне, где и черные, и белые заинтересованы двигаться по стрелкам. Обратите внимание на пунктирные стрелки, по которым черные могут совершать вылазки в области белых. Какие кандидаты-решения вы видите и какой план действий выбрать белым?

Задание № 3

рисунок 15

рисунок 15

В этом задании нужно искать решение за черный цвет. Беглый осмотр позволяет выявить сферы влияния, они отмечены пунктиром:

рисунок 16

рисунок 16

Пересекающие стрелки на рисунке 16 показывают все конфликтные места, где будет конкуренция за развитие в центр. Ключевой вопрос, на что сделать ставку: дележ центра, защита территории наверху справа или вторжение к белым на нижнюю сторону.

Задание № 4

рисунок 17

рисунок 17

Задача на борьбу. Рука белых. Я думаю, вы сразу видите, где сейчас место конфликта. В первую очередь нужно оценить сильные и слабые стороны отрядов и разработать стратегию борьбы против черных.

Ответ на задачу 2

рисунок 18

рисунок 18

Решая эту задачу, я рассматривал варианты А, В и D. Наряду с ними читатели предложили гашение влияния черных с помощью камня С. Я бы выбрал А, если бы черные не подглядывали слева из угла. Поэтому склонился к защите угла наверху слева. Там наибольшая область белых. К такому решению пришло большинство читателей, они предлагали полностью закрыть территорию в этом углу. Справа на рисунке показан стратегический замысел мастера. Как видим, развитие стенки камнем 3 оценивается им, как важный элемент стратегии. В целом нижняя сторона поделена немного в пользу черных. Однако в верхней части у белых численный перевес и хорошая организация. Поэтому черный отряд там сразу оказался в слабой позиции и попал под атаку. Стенка белых, которую они построили на жертве нижнего угла, отлично вписалась в общую работу с центральными белыми камнями.

Ответ на задачу 3

рисунок 19

рисунок 19

Такие позиции наиболее сложные, на мой взгляд, так как здесь почти равновесное положение. Нужно решиться либо на вторжение к противнику, это кажется опасным. Либо сделать ставку на реализацию своего потенциала, но всегда думаешь, что тебе не хватит объема для победы. Первым делом пришло на ум закрыть угол А. Любопытно, что ни один японец не предложил этого, хотя они любят такие территориальные решения. По их оценке, область белых внизу все же больше, чем у черных наверху. Хотя по виду не скажешь. Вторая идея – вторжение к белым В. Один японец предложил не вторгаться, а гасить С. Многие начинали с проверочного камня в самом углу слева внизу. Также была идея построить свой котел D. Я бы выбрал вторжение В, а может гашение С и защиту А.

Вторжение Като Масао камнем 1 доказывает выбор тех, кто по итогам осмотра решил активно бороться с белыми. Мастер нашел довольно изощренный путь игры: он пожертвовал абсолютной устойчивостью нового отряда ради выхода из окружения камнями 21 и 23. А мог просто построить два глаза, но оказался бы в полной блокаде. Это заслуживающая внимания стратегия борьбы.

Ответ на задачу 4

рисунок 20

рисунок 20

Японские читатели предложили варианты в районе А (прямая атака слабого черного отряда), затем усиление слабого белого отряда камнем В (насчет этих белых были и другие идеи). Третий вариант С усиливает второй белый отряд. Так как он ближе всего к белым слева, то атака на него откроет черным доступ на левую сторону. Две мои идеи развернуть белых D японцы предлагали делать лишь после решения конфликта справа. Я вбирал бы между А, С и D.

На правой части рисунка показано решение Като Масао. Он выбрал укрепление нижнего отряда (С), а затем, удерживая инициативу, атаковал черный отряд постановкой в А. Этот шаг создает две точки дальнейшей атаки, которые отмечены крестиком: разрезание и окружение из центра.

автор М. Емельянов.

Метки: , , , , ,

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены