Кролик рисунок
 

Голодный проиграет

Первый закон Го и стратегии: Голодный проиграет

jadny

В переводе японского мастера Отакэ Хидэо «Чересчур стремящийся к победе не победит». Я долго подбирал точное слово для формулы закона. Первое, что приходит на ум: жадный проиграет. Звучит банально. Наверное, самый точный перевод китайских иероглифов такой: алчный не может победить. Но что значит, алчный? По смыслу слова это тот, кто испытывает голод, или же тот, кто не может сказать себе «стоп, хватит!». Под жадностью мы обычно понимаем нежелание делиться с другими. Всё себе – таков девиз жадины. Но по сути и жадность, и алчность являются разновидностью голода. Тогда мы можем увидеть разницу между поведением голодного и сытого. Разница между ними стратегическая.

Есть две формулы, которые помогают понять смысл первого закона Го и стратегии: 1) в кризис бедные становятся беднее, а богатые богаче; 2) у того, кто имеет – прибавится, у того, кто не имеет – отнимется. Обе описывают закономерность, которая хорошо иллюстрируется игрой Го, например, ситуацией борьбы за выживание, когда камни работают «за глаза» и не приносят прибыли.

Голодный отличается от сытого коротким горизонтом планирования, отсутствием возможности маневра и просто нездоровым взглядом на обстановку. У голодного в дефиците жизненно необходимое. И поэтому для игрока, которым руководит голод или алчность, стратегия невозможна. Так как стратегия предполагает наличие резервов, и главное – она является объемным движением, а не только в сторону насыщения.

В партиях как новичков, так и опытных игроков можно найти разные форм голода и алчности.

«Голодные» камни – это слабый или нежизнеспособный отряд, постоянно нуждающийся в новых камнях. Если ваша позиция соткана из таких «голодных» камней, то вся она слабая, и рассчитывать на победу не приходится. Нужно сосредоточиться на расшивке слабых мест и ликвидации части «голодающих» подразделений.

рисунок 1

рисунок 1

 

 

 

 

 

 

На рисунке 1 у белых все отмеченные камни сейчас нуждаются в укреплении. Они разделены черными на три части. То есть, у белых три «голодных» отряда, а ввести в игру они могут лишь один белый камень. Эта позиция – хорошая задача на антикризисное управление. С чего начать? Сначала выясним, можно ли помочь всем белым сразу. Иногда такое решение есть. В данном случае его не видно. Тогда определимся с главным голодающим и поможем сначала ему, жертвуя остальными. Кто является главным? Интуитивно кажется, что самый большой по числу камней. Его жалко потерять. Но правильный подход – определить самого перспективного, который может дать наибольшую прибыль, став сильным. Здесь не обойтись без детального осмотра и планирования. Для начала достаточно спланировать на три шага вперед, чтобы выбрать главный отряд.

рисунок 2

рисунок 2

 

 

 

 

 

 

Для новичка планирование и расчет являются главными умениями, которым следует учиться в первую очередь. На рисунке 2 мы укрепили три белых, поставив камень 1. Теперь они сильные (4 дыхания на троих). Но как организация они все еще голодные, так как не жизнеспособны: нет двух глаз. Эти камни приносят игроку белыми убыток, а не прибыль. Продолжаем расчет. Постановка 3 – один из шагов по обеспечению глаз отряда. Логично ожидать ответа 4. Стали белые стабильнее? Нет. Пока у них не будет двух глаз, это убыточный отряд. В общий баланс владений он заносится со знаком минус. Его стоимость можно посчитать: минус 10 очков за камни и еще минус 8 очков окружающая территория. В сумме -18 очков. Чтобы понять, помогать этим белым или нет, спросим себя, сколько еще нужно добавить камней, чтобы построить два глаза:

рисунок 3

рисунок 3

 

 

 

 

 

 

На рисунке 3 видно, что еще нужно добавить 3 белых. Можно ли поставить их в темпе, то есть так, чтобы черный не мог помешать сделать два глаза? Такой способ, похоже есть. И он показан на рисунке 4.

рисунок 4

рисунок 4

 

 

 

 

 

 

Порядок действий учитывает противодействие черных: белые сначала ставят темповые камни, которые вынуждают защищаться от угрозы выхода белых из окружения. В итоге построенный белый отряд всё еще нуждается в дополнительной поддержке. Пока двух глаз нет. Обратим внимание на рост его ценности и отсутствие прибыли. Белые камни, возможно, не дадут заработать этот участок черным, но сами они очков не добавляют. Второй важный аспект – это развитие черных камней на плечах слабых белых. Игрок черными выступает в роли сытого, который позволяет белому отряду выживать, расширяя за счет белых своё влияние. Оно отмечено стрелками. Богатый становится богаче, а бедный беднее. В роли бедного сейчас белые.

Каков вывод? Развитие данных белых камней бесперспективно. Теоретически их можно оживить, но это очень затратно и ведет к стратегическому поражению.

рисунок 5

рисунок 5

 

 

 

 

 

 

Что если поддержать другой белый отряд? Здесь можно рассчитывать на успех операции за два шага. Камни 1 и 3 делают белый отряд достаточно сильным, чтобы не беспокоиться о его дальнейшей судьбе. Выгодно ли это белым? Черные камни 2 и 4 приносят значительно большую прибыль в левой части. За территорию в этом углу еще можно поспорить, но в любом случае выгода черных больше. Опять «голодные» камни мешают белым двигаться к победе.

рисунок 6

рисунок 6

 

 

 

 

 

 

Возможно, решение в том, чтобы обменять их на позицию в углу слева. Способность пожертвовать плохими камнями тоже является тестом на жадность. На рисунке 6 показан один из возможных сценариев, в котором белые построили прибыльный отряд слева, оставив бесперспективные камни справа без развития.

Резюме: один слабый отряд допустим, два слабых отряда уже проблема, три и больше – катастрофа. Построить что-то стоящее с помощью «голодных» отрядов затруднительно, а действовать так не верно. Это антистратегия.

Жадный игрок-«камнеед». Это второй распространенный тип алчности, такой модус людоеда. Выгоднее управлять чужим отрядом, а не поедать его, тратя на это много сил. Подарить жизнь часто выгоднее истребления. Не уверен насчет жизни, но в игре Го людоедская модель поведения обречена на провал. На стратегическом уровне эта ошибка выражается в закрытости и желании монополизировать все занимаемые позиции, все сгрести под себя. Правильное поведение обратное: развивай территорию, а не закрывай ее и отдавай, чтобы получить взамен.

Дисбаланс между развитием территорий и различными способами их закрытия – это проблема России с точки зрения ее слабой и монополизированной экономики. Корень проблемы в непонимании идеи контроля. Контроль над территорией не означает ее полного огораживания видимыми или условными барьерами. Если на территории ты можешь начать, изменить или остановить любой процесс, то ты ее контролируешь. Этого достаточно. Такая стратегия была почерпнута Китаем в Го и реализована на практике, что дало китайцам к 15-му веку опережение в развитии по сравнению с европейцами лет в 500. Надо отдать должное Европе, мы быстро наверстали отставание. А захват маньчжурской элитой власти над Китаем погубил эту сверхдержаву изнутри.

В то время как конкистадоры занимались грабежом и насилием в Новом Свете (людоедская тактика), по Тихому и Индийскому океану плавала китайская флотилия кораблей-сокровищниц. Флот прибывал в новую страну и предлагал местному правителю признать главенство сына Неба над его землей. Чаще всего следовало согласие, так как флот был большой. И тотчас в порту причаливал корабль-сокровищница, с которого в дар новому вассалу сгружались сотни подарков: шелк, фарфор, драгоценности, серебро, яшма. Что могли дать Китаю отсталые вассалы? Ничего. Поэтому Китай одаривал их своей культурой и технологиями. Такова была стратегия развития влияния китайского государства. И она производит впечатление совершенно не европейской логикой.

Стратегия ухода от «голодных» позиций работает в управлении бизнесом. Пример ее применения компанией «Евросеть»:

«Мы вовремя уходим с каких-то кусков рынка, потому что выручка не является для нас самоцелью, а прибыль является. Потому что мы хотим построить компанию, которая существовала бы всегда. И это можно сделать только тогда, когда единственное, о чем ты думаешь — это прибыль, и на все смотришь через прибыль. Я много раз видел, и на предыдущей своей работе: ты отказываешься от какого-то сегмента, но через три—пять лет получаешь все.

В 2008 году матрица состояла из 200 с чем-то моделей, были убытки, а в 2009-м — из 40 и большая прибыль. Мы, например, с начала года отказались от продажи экстрадешевых смартфонов, мы их называем «псевдосмартфонами». Этот сегмент занимал у нас 15% выручки. Но мы посчитали, что этот товар — дерьмо и продавать его хоть и можно, но не нужно, потому что это обман ожиданий потребителя» (Александр Малис, СЕО Евросети).

Разница между выручкой и прибылью в стратегическом Го иллюстрируются следующим классическим примером:

рисунок 7

рисунок 7

 

 

 

 

 

 

На рисунке 7 «выручка» у черных 16 пустых перекрестков + 16 камней = 32 очка, а у белых 16 перекрестков + 8 камней = 24 очка.  Эффективность белых в 1,5 раза выше: 24/8 = 3 очка на камень, а у черных 32/16 = 2 очка на камень.  Это работает не только для разных позиций: угол-центр, но и при организации отрядов. За равное число камней можно получить жизнь (два глаза) или же заработать несколько десятков очков, что показано на рисунке 8:

рисунок 8

рисунок 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Зона очков черных отмечена красной чертой. Очевидно, что так построенные черные заработают значительно больше равного числа белых в углу. Столь малая территория белых — это следствие конкуренции с черными за жизнь в углу. Игрок черными уступил малую долю в углу развернув свою позицию на открытую часть игрового поля в центре. Овладеть ей сложнее, чем углом, но и прибыль значительно больше.

рисунок 9

рисунок 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположим, что мы хотим побороться с черными за позицию в углу. На что сделать ставку: выйти на центральный участок (А) или биться за угловую нишу (В)? Формально угол всегда выгоднее борьбы за открытую и уязвимую позицию в центре. Но в данном случае угловая ниша несет только убыток. Вот как это выглядит:

рисунок 10

рисунок 10

 

 

 

 

 

 

 

 

Белые шесть камней заработали примерно 6 очков. Черные семь камней заработали как минимум в 3 раза больше (очки черных внутри красного контура). Борьба белых за такую позицию – глупость и жадность. Черные же поступили стратегически: не стали зажимать белых в углу и позволили им взять все, что те хотели, получая взамен значительно больший участок на стороне.

рисунок 11

рисунок 11

 

 

 

 

 

 

 

 

Рациональная стратегия за белых уступить черным угловую нишу и в ходе конкурентной отстройки получить перспективную позицию в центральной части. Белые действуют по стратагеме отдай, чтобы получить, отдавая владение и приобретая влияние. Если мы видим, что и она не несет выгоды из-за неблагоприятных внешних факторов, то следует отказаться от обеих идей и искать что-то третье.

Небольшой тест на жадность:

рисунок 12

рисунок 12

 

 

 

 

 

 

 

 

Что выгоднее черным: забрать белых с крестиками или забрать белый с кружочком? 

рисунок 13

рисунок 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Захват большого белого отряда приносит 21 очко. 

рисунок 14

рисунок 14

 

 

 

 

 

 

 

 

Захват белого в верхнем углу приносит как минимум 15 очков. Если же белый защитится камнем 2, то  черные смогут заработать еще как минимум по 15 очков от камней 3 и 5.  Главное отличие этого решения от предыдущего: здесь у черных есть продолжение, а значит есть стратегия. В предыдущем случае полученные 21 очко не могут превратиться во что-то большее. Здесь же камень 1 открывает новые возможности по приобретению новых владений слева на стороне.

автор: М. Емельянов.

источник рисунка «Жадный заяц»

Метки: , , ,

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены