Маленькое государство Джибути граничит с Эфиопией, Эритреей и Сомали. Размеры страны меньше Тульской области. В Джибути нет ценных ресурсов и полезных ископаемых, засушливый климат не располагает к сельскому хозяйству. Но именно в этой маленькой африканской стране две военные базы: США и КНР. Необычное соседство, не правда ли? Иногда само место является ценностью. Джибути расположено на главном мировом торговом пути, являясь южными воротами в Красное море. В 2015 году через узкое горлышко Баб-эль-Мандебского пролива прошел почти миллиард тонн груза.
Джибути стало центральным «камнем» в создаваемой Китаем Жемчужной нити — сети портов и баз в Индийском океане и Южной Азии. Кроме того, модернизированный на китайские деньги порт Джибути открывает Китаю выход на почти 400-т миллионный рынок юго-восточной Африки. Китайцы уже строят несколько железных дорог в этот порт, рассчитывая поставлять в Африку продукцию своих фабрик и покупая дешевые ресурсы.
По планам 30 000 китайских фирм откроют свои представительства в Африке. На континент уже переносят производства, чтобы использовать дешевую рабочую силу. Это позволит сохранить конкурентные преимущества китайской промышленности в мировой торговле. Порт и свободная экономическая зона Джибути стали ключевым пунктом Китая в Африке, гарантирующим морское сообщение между метрополией и ее новыми «колониями» (китайцы сказали бы — партнерами). Не случайно именно здесь Китай поставил базу ВМФ, которая официально называется «базой материально-технического снабжения».
Впервые китайцы достигли берегов Африки в далеком 14 веке, во времена династии Мин. Маршрут великих экспедиций на запад практически полностью совпадает с портовыми городами Жемчужной нити, в которые современный Китай инвестирует миллиарды долларов. Вновь в те же страны отправляются богатые дары, как 600 лет назад. Сухопутный транспортный коридор Шелкового пути и морская Жемчужная нить дают Китаю две линии глобальной экспансии. Похоже на любимую стратегию немецких генералов — танковые клещи для стратегического окружения противника.
Схема торговых коридоров иллюстрирует стратегию миаи (А и В) в действии: для эффективного развития двигайся сразу в два направления. Тот же принцип заложен в стратегию выживания в Го, когда мы строим два глаза.
Игра Го раскрывает механику китайской стратегии. Один из принципов Го занимать «большие» перекрестки, которые контролируют окружающие пространства. Каждая точка на маршруте Шелкового пути и Жемчужной нити — ключевой город-порт, центр тяжести региона (столица) или узкое место, как Джибути. Владея «большими» перекрестками, ты стратегически владеешь второстепенными участками, которые тяготеют к центрам тяжести позиции. Справа на рисунке три черных камня расположены далеко друг от друга, но они контролируют всё пространство внутри своей сферы влияния. Инвестировать сюда больше камней — расточительство.
Из столетия в столетие Китай реализует схему: обмен владения на влияние. В отличие от испанцев, менявших бирюльки на золото, китайцы меняют богатство на возможности. Корабли-сокровищницы минской эпохи выгружали шелк, фарфор и нефрит в обмен на признание главенства Сына неба. Современный Китай строит железные дороги, порты и заводы, развивая опорные территории ради новых возможностей роста и экспансии. Упрощенно схема обмена выглядит так:
Китай не борется за новые территории, он наращивает влияние на центр мировой «доски», где и лежат его долгосрочные интересы. Большая стратегия требует больших инвестиций, от стенки влияние не получишь быструю прибыль. Однако ее наличие меняет стратегический расклад на всей игровой доске. Такую силу нельзя игнорировать. В умелых руках влияние превращается в стратегическое превосходство. О нем говорит Сунь-цзы, сравнивая победную стратегию с потоком воды, падающем с высоты в 1000 ли (500 км).
В чем выгода? Влияние — это инструмент глобальной стратегии. Оно нужно тому, кто играет по всей доске и не сидит в одном углу, получая небольшую ренту. Богатый Китай тратит и дает заработать другим, создавая маленьких богатых союзников, на которых выстраивается его стенка влияния. Так из большого богатства создается экономическое превосходство. Эта нелинейная стратегия намного прибыльней прямого захвата, конечно, если ты готов мыслить дальними горизонтами.
Создание военной базы в Джибути — шаг в стиле Го. Китайцы заняли жизненно важный пункт прямо внутри сферы влияния США, с которыми Китай конкурирует за мировое господство.
Камень 1 отлично иллюстрирует ход китайцев. Казалось бы, зачем занимать место в стесненной позиции на линии смерти в самом углу? Но расклад в регионе позволяет Китаю использовать камень 1 для противодействия всем белым камням, несмотря на то, что они сильнее и их больше. Это стратагема. Большая черная стена создана Ираном, Россией и Индией. Их позиции в Средней Азии давят белых извне. Китайцам остается грамотно использовать эту силу в своей игре.
Конечно, это упрощенная модель для иллюстрации стратагемы. Позиция намного богаче и интереснее, ее перевод на язык Го непростая задача. В реальной игре захватить чужие группы почти невозможно. Мы можем лишь управлять ими используя дружественное окружение, ключевые пункты и большие места. Какое дзёсэки разыграет Китай с США в Африке? Будут ли две державы делить территорию в стиле шахмат или сыграют в Го?
Ли Седоль за черный цвет, AlphaGo за белый цвет.
Чтобы проиллюстрировать кейс с Джибути, нужно смотреть сложные позиции. Эта позиция взята из пятой игры между корейским чемпионом и нейросетью Google. Пример непростой, но он хорош! Через него можно уловить суть китайской стратегической философии. В этом примере стратегию Китая покажут белые камни. Сначала смотрим на три хода. Белый камень 1 — бессмысленное вложение в мертвую белую группу внутри черных. Ответ черных 2 — полностью добивает белых и убирает угрозы вторжения в угол. Белый камень 3 на другом конце доски, он нацелен на выстраивание большого влияния в центр.
Что происходит? Зачем нейросеть ставит «лишний» камень 1? Почему бросает группу и переходит в другое место? Дело в том, что белые камни 1 и 3 работают вместе! Ход № 1 является ключевым для выстраивания большого влияние в центр. В чем же замысел?
Продолжение игры. Ли Седоль вынужден отступать в угол.
Идея в том, чтобы вынудить черных уйти в в свой угол и построить огромную белую сферу влияния в центре. Почему черные должны смириться с этим и уступать?
Вариант, на который расчитывала нейросеть.
Если бы корейский мастер решил бороться за влияние в центре и начал мешать белым захватывать середину доски, то игра развивалась по показанному пути. Что бы получилось? Черные камни вышли влево, отняв значительный кусок территории, также черные убили трех белых в своем углу, заработав много очков. Позиция в пользу черных. Почему же Ли Седоль отказался от такого плана?
Чудесное воскрешение белой группы и гибель черных
AlphaGo припасла серьезный козырь. Сначала надо дать черным победить в локальной битве наверху справа, чтобы получить отмеченный треугольником белый камень. Он занимает ключевое место в немного безумном сценарии на взгляд человека. Этот сценарий и показан на диаграмме.
Белые возвращаются к своей мертвой группе внизу, оживляют ее и уводят к отмеченному камню по самому краю. Одновременно белые захватят большой черный отряд и создадут новую большую сферу влияния, но теперь справа. Это означает поражение черных. И это нужно иметь в виду уже тогда, когда белые ставят свой камень 3 на первой диаграмме. Ведь именно тогда черные выбирают стратегию: бороться или уступить.
Вот так, изучая Го, мы можем научиться использовать стратегию также мастерски, как ей владеют наши китайские друзья.
Comments are closed.