Рассказывают, что как-то греческие философы поспорили: возможно ли движение. Ход рассуждений неумолимо вел их к тому, что движение невозможно. Тогда один из наблюдавших за ними юношей встал и начал ходить перед философами, показывая примером, что он может двигаться. Те посмотрели, после чего побили его палкой и продолжили спор.
Большинство попыток понять природу явлений нашего мира заканчивается парадоксом. Как будто реальность сохраняет запутанность и показывает себя разным наблюдателям по-своему. Но парадокс – это не тупик, а перекресток, неожиданная сложность на прямой линии мысли.
Доска Го дает 361 возможную позицию для старта твоей стратегии. И это невероятное разнообразие открывает окно в одну из самых необычных стратегических моделей нашего мира – Го.
По правилам Го каждое действие будет уравновешено равным противодействием. Действие и противодействие выражены дуализмом черно-белых камней, символизирующих силы инь и ян. Нельзя сказать, что силы враждуют. Они взаимодействуют и порождают друг друга. Лишь вмешательство ошибок человеческого ума выводит силы из баланса, приводя к смерти групп камней, победе и поражению. В стратегической реальности каждое действие будет погашено равным противодействием, и движение к победе в этой логике невозможно. Почему стратегия так описывает наш мир, если на практике мы знаем, что можем побеждать? Равные позиции преобразуются в равные, а твоя победа в войне всегда результат обмана или самообмана противника. Не случайно главный тезис Сунь-цзы – избегай войны, не обнажай меча!
Интуитивно большинство людей ставят первый ход в центр доски, выбирая «место императора». Особенность Го в том, что центр не является оптимальной зоной для игры, что уже доказано нейросетями. В Го четыре оптимальные зоны для старта игры – четыре угла. Они равны друг другу, не позволяя получить преимущество над соперником. Более того, стратегия игры требует объемного хозяйствования сразу в четырех углах одновременно.
Тот, кто развивается из одной точки роста всегда проиграет сопернику, держащему несколько углов. Здесь мы сталкиваемся с еще одним парадоксом, так как распыление усилий по разным углам создает «адзи» или фундаментальную уязвимость позиции из-за ее сложности. «Дефицит ходов» возникает уже в начале партии, вынуждая идти на жертвы, выкручиваться. И война с таким же распределенным по всей доске соперником превращается скорее в танец инь и ян, где каждый пытается извлечь выгоду из взаимодействия и обменов, играя разными уровнями контроля: сила – владение – влияние – скорость – порядок.
Как же тогда побеждать? Ответ на парадокс сложности – бесцелевые стратегии. Мы привыкли мыслить и действовать в логике причин и следствий. Европейские интеллектуальные игры моделируют такой подход. В Го, где на захват одного камня нужно четыре своих, а у стратегии может быть сразу четыре точки старта, причинно-следственная модель работает плохо. Это трудно с чем-то сравнить и напоминает лабиринт, который имеет несколько равноценных, но разных выходов. Мастера в Го работают с позицией и окружением или текстом и контекстом, что больше похоже на толкование уровней смысла, когда побеждает не самый спрямленный путь к цели, а самый вариативный.
Одновременно играя на 4-8 площадках, которые взаимно влияют друг на друга, как пазлы в ребусе, ты не можешь ставить большие цели в лоб, так как они разрушают хрупкий баланс создаваемой экосистемы из своих и чужих камней. Работают лишь короткие, локальные шаги. А большой сценарий всегда включает несколько путей победы. Мастера соревнуются в качестве связей, перекрестков между этими путями.
Знаменитые игроки умели находить такие позиции, где одним действием они меняли и настоящее, и будущее, ведя игру как бы в двух временных горизонтах: здесь и сейчас и с лагом на 10 шагов впереди. И сопернику стоило немалых усилий разгадать замысел, найдя в каком из множестве будущих миров враг уже сосредоточился. При этом компенсируя работу чужого камня в настоящем. А если будущее многомерно, где тебя уже ждет противник? В многомерных реальностях Го способны играть только лучшие образцы нейросетей, плетя свои замыслы во множестве миров одновременно.
Многие сейчас чувствуют расслоение мира, когда друзья, коллеги или посторонние люди будто живут в своей параллельной реальности. И этих миров множество. Умение собирать миры, пронизывая их своим умом и действием, редкое искусство. Так камни Го ставятся на перекрестки линий, прошивая собой бесконечную вариативность и кристализуя пустоту вокруг себя. На это способны лишь сильные или живые камни, у которых есть и прошлое, и настоящее, и будущее. А в Го можно стирать прошлое, превращая хорошие вчера решения в ужасные. И такими они становятся как в прошлом, так в будущем. Возможен и обратный процесс.
Народы Латинской Америки изображали своих вождей с квадратной головой, подчеркивая неестественный характер человеческого интеллекта. Квадрат игрового поля в Го лишил центр исключительности, децентрализуя успешные стратегии. Такое «матричное» мышление, чтение реальности в четырех углах позволяет рассматривать свою жизнь через окно стратегии и видеть там много интересного.
Comments are closed.