Интеллектуальный порядок мира

древнекитайская схема миропорядка и интеллектуальная онтология западной цивилизации

Триалектическая схема «Небо-Земля-Человек» известна с древних времен и относится к наследию китайской цивилизации. Ей соответствует левая часть рисунка. Эта схема лежит в основе философии боевого искусства. А раз так, то разработала ее школа даосов. Схема задаёт картину мира, которая очень похожа на описание вселенной, данное философами западного мира (чему соответствует правая часть рисунка). Самое интересное в ней – наличие верхнего уровня, относящегося к духовной реальности. Было ли у китайцев представление об идеях в платоновском смысле? Скорее всего, нет. Но философы Китая признавали существование тонкого мира, названного ими «небом». По их представлениям человек своим разумом  проникает в этот тонкий мир. Разум-шень можно трактовать и как дух, но дух разумный. Земля олицетворяет материальность. В боевых искусствах опора на землю – важнейшая способность бойца. Опора означает не «стояние» на земле, а укоренение в неё. Этим простой обыватель отличается от мастера боевых искусств. Обыватель стоит, мастер врос в землю. Но если сравнить обывателя и мастера в их отношении к материальному миру, то первый окажется поглощен материальным, в то время как мастер, пусть и укоренен, но всё же стоит над материей, опираясь, а не утопая в ней.

Знания, как и вообще знаки, смыслы и символы помещены на схеме на уровень человека, так как именно в его разуме и возникает означенная, то есть осмысленная реальность. Можно сказать, что человек соединяет тонкий мир идей с миром материи.

Практическое приложение схемы в описании деятельности человека, которая протекает в особом «трехмерном» пространстве: инфраструктура (земля), общество (человек) и ультраструктура (идеи).     Любое дело и любой проект можно рассмотреть сквозь призму этой схемы и выяснить, сколько в ней материального, какую роль играет человек и есть ли идея? Ведь часто идея подменена желаниями человека, и верхний этаж начисто отсутствует.

Что может дать такой анализ? Во-первых, он может выявить нарушение иерархии, когда, к примеру, материальное вместо опоры для человека превращается в довлеющую над ним идею. Во-вторых, он позволяет учесть еще на этапе проектирования все три элемента схемы, заложить между ними нужные пропорции и увязать их друг с другом.  Ну и главное, на мой взгляд, в том, что схема дает связную и целостную картину мира, которая как призма, позволяет увидеть за кажушимся хаосом реальности элементы порядка.

автор текста М. Емельянов, дизайн плаката Ю. Рябинина.

Метки: ,

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены