статья Михаила Емельянова.
13 мая прошел однодневный турнир между студентками из университета «Синергия» и моими учениками из Павловской гимназии и детского сада. Изначально предполагалось, что лучшие студентки с курса Го и Стратегии Игоря Гришина будут играть с четырьмя девочками 5-6 лет из детсадовской группы, с которой я начал работать с февраля. В итоге я допустил до турнир только одну свою ученицу из этой группы. Остальные участники собрались из группы Го в Павловской гимназии и из клуба Го школы № 1314 (руководитель клуба Александр Лазарев). Критерием отбора для детей был возраст — до 11 лет, и игровой стаж, он должен был быть не очень большой.
Главная идея турнира — соединить за игровой доской учащихся двух разных программ — Стратегического Го (студенты) и развивающего игрового Го (дети). Различия в программах очень существенные. Если дети учатся играть и игре уделяется большая часть времени в обучении, то студенты занимаются моделированием стратегических проблем, не изучая технику игры. Смогут ли они воспользоваться полученным знанием, чтобы соревноваться с детьми в игровое Го? Или же игра Го и Стратегическое Го — это разные дисциплины? Турнир показал, что даже не имея игрового опыта, но зная правила и основные принципы эффективной организации камней на доске, студент может не просто победить ребенка, но и даже захватить все его камни.
Студенты одержали три победы над школьниками, причем одна студентка выиграла две игры из трех. Повторю, это был ее первый игровой опыт. Побед могло быть и больше, если бы участницы от университета были более внимательны к ситуации на доске и менее доверчивы к своим маленьким соперникам. Так, некоторые игры заканчивались по обоюдному согласию так, что мертвые камни считались как живые. По регламенту турнира, судья не вмешивался в подсчет результата игры, участники должны были самостоятельно подвести итог. Судья помогал только в случае разногласий.
Степень доверия студенток к школьникам иногда была просто запредельным. Так, одна из участниц на разборе турнира рассказала как мальчик, игравший с ней, убедил ее в том, что он может снова ставить камень после захвата ее камней в плен. И она, зная правила Го, согласилась с ним. Правда, затем этот мальчик сам попался на это правило, когда студентка подряд съела у него несколько групп камней.
В качестве дополнительного задания студенткам было поручено вести запись игры. Они обучались этому в рамках своего курса. Но как оказалось, только 20% участниц смогли записать свои игры. Большинство же сослалось на три причины: одни сказали, что им это вообще не было поручено (я перед первым туром дал всем задание — писать), другие сказали, что они не могли записать, так как соперники их торопили, третьи сказали, что они просто не смогли записать игру. В результате большая часть игр оказалась не записана, а часть записана так, что их невозможно разобрать. Это говорит о низкой организации интеллектуального труда.
Интересное наблюдение по ходу турнира сделал его судья Руслан Дмитриев: «Самыми интересными оказались поединки, где милые детки включали искусство убеждения партнера. Фразы «здесь играть не надо», «ну тут ты точно проиграешь», «это я съем» и подобные произносились настолько уверенно, что девушкам интеллектуальным бойцам из Синергии оставалось только поверить. Правда, работало это не очень долго, уже к концу первого тура амазонки вспомнили об осознанности и начали сопротивляться.
Особенно хочу отметить хорошее умение девушек учиться у соперника во время игры. Большинству из участниц удалось освоить простейшие приемы и начать их применять всего за три тура. Прекрасная динамика!»
Александр Лазарев провел в перерывах между турами тестирование студентов и школьников, попробовав выяснить, как изучение Го влияет на интеллектуальное развитие. Дети с большим интересом участвовали в тесте. Как только его результаты будут обработаны, я напишу о них.
Comments are closed.