Поход длиной в год. С непрерывными боями пройдено десять тысяч километров. Преодолены 18 горных цепей, форсированы 24 крупных реки. Выжившие плакали и целовали землю, ведь из 80 000 вышедших бойцов до Аньаня дошла лишь десятая часть.
Великий северный поход, предпринятый Мао Цзэдуном, выглядел безумием в глазах генералов и солдат. Богатый и густонаселенный юг был оставлен Чан Кайши, а коммунисты перебирались в северную глухомань, где должны были начинать практически с нуля. Для чего? Какая стратегия скрывалась за этим неочевидным планом? Мао с детства играл в Го и понимал толк в изящных ходах. Лишь спустя несколько лет стал понятен его грандиозный замысел, от реализации которого зависела его жизнь и успех всего движения.
Эксперт по истории Китая сказал мне дословно так: «Мао Цзэдун рассматривал военную стратегию через призму Го, языком которого он владел в совершенстве. Он осознал, что коммунисты оказались на юге в тупике и будут разбиты гоминьдановскими войсками, которых снабжали англичане». Десятый закон из свода десяти тайн вейцы гласит: оказался один: ищи союзников. И Мао нашел решение.
Можно разложить позицию времен Гражданской войны на доске, но я решил взять пример из поединка великих мастеров Го и стратегии (Сюва за белых и Сюсаку за черных). Возможно, что этот пример запомнился Мао Цзэдуну, изучавшего лучшие образцы стратегии всю свою жизнь?
На зарисовке 1 в нижнем правом углу черные камни иллюстрируют сильную позицию войск Чан Кайши (Гоминьдан). Разрозненные белые камни — силы коммунистов. Отмеченные белые камни — окруженные коммунистические районы в Цзянси. Наверху справа располагалось марионеточное государство Манчжуго (три черных камня), которое поддерживали японцы. Угол внизу слева представлял собой часть южной позиции и не играл большой роли. Верхний левый угол — СССР. Так совпало, что даже географически все ключевые игроки расположились по углам. Но в стратегическом анализе важно привязываться не к географии, а к ключевым факторам. Для Мао их было три: Чан Кайши на юге, японцы на северо-востоке и пустынная никому не нужная область северо-запада. Именно туда он и решил перебросить все свои силы.
Позиции сдают не только при отступлении, но и при наступлении. Мао Цзэдун убедил товарищей поверить в его стратегический замысел и сдать окруженную позицию на юге (отмеченные белые камни), где 30 дивизий Гоминьдана собирались раздавить сопротивление коммунистов, захватив красную столицу Жуйцзинь.
Юг было решено оставить. Что дальше? А дальше он предложил занять большое место (о-ба, ключевой пункт) на северо-западе, где никого не было. Официальная версия гласит, что красная армия выдвинулась туда, чтобы дать отпор японцам. Этот красивый ход делал коммунистов даже союзниками Гоминьдана, который не собирался бороться за медвежий северный угол. Отступление на север в короткой перспективе выглядело как полное крушение коммунистического лагеря. Ведь именно юг был колыбелью китайской цивилизации и там позиции коммунистов были наиболее сильны.
Даже соратники Мао не видели большего. Они не видели общей картины, полагая, что это отступление временное или вынужденное. План Мао Цзэдуна удивительным образом был воплощен на 100 лет раньше мастером Сювой, через чью игру мы разбираем стратегию Мао.
На зарисовке 2 мы видим, как Мастер Сюва применил стратегическое правило Сунь цзы. Полководец древности учил: избегай полноты и двигайся в пустоту. Будь как вода. Вода избегает высокого и стремится вниз. Этот принцип движения по пути наименьшего сопротивления регулярно применял и Мао Цзэдун. Мы видим, как белые камни выходят на пустырь и занимают большие места 3, 5, 7 и 9. Как и в реальности, в этой игре «японский угол» был проатакован. Это отвлекающий маневр, позволяющий выиграть инициативу (сэнтэ). Затем Ставится камень 7. Занятием такого большого места завершился северный поход. Это был город Аньань. Далекий и бессмысленный пункт, если смотреть на позицию из южного угла, где собраны все камни и решается, казалось бы, всё. В реальной жизни движение к этому пункту заняло год тяжелейшей борьбы за жизнь всей красной армии.
Что же случилось потом? Чан Кайши взял под контроль юг и не решился бороться за север. Кому он нужен? Мао Цзэдун вышел на стратегический пункт, который обладал лишь одним плюсом, среди всех минусов. Этим плюсом был «старший брат» СССР. И когда СССР вернулся на Дальний Восток громить японцев, почти через 10 лет после Северного похода, то кто оказался в авангарде наступления Красной Армии? Там стоял Мао Цзэдун, усмотревший эту стратегическую возможность еще в 1934 году. Коммунисты за десять лет передышки в гражданской войне создали систему партийных школ на севере, вовлекли население, занимались развитием партии и армии. И в итоге Чан Кайши потерял юг, который он не мог удержать лишь при косвенной поддержке англичан. Гоминьдан отступил на Тайвань, где и построил «два глаза». А Мао Цзэдун получил весь Китай.
автор: М. Емельянов.
Comments are closed.