Вершки
 

Управление потоком влияния

Каждому знакома сказка про совместный бизнес медведя и крестьянина. Медведь выступил в качестве со-инвестора, вложившись один раз в корешки, а затем в вершки. И оба раза крестьянин погрел на нем руки. Стратагема, на которую крестьянин поймал  богатого лесного жителя, пожалуй, одна из самых популярных. И не так проста, как кажется. В игре Го мастера постоянно работают с теми же активами: вершками и корешками — обменивая высокое на низкое, открытое на закрытое, позиции на возможности, отдавая противнику то, что сейчас потеряло в цене. Загвоздка в умении видеть реальную цену. Здесь и начинается стратегия.

Камни на игровой доске подобны воде. Начинаясь с точки, группа камней сначала похожа на ручеек, который затем разливается, накапливая мощь и превращаясь в сокрушающий океан. Цепи камней развиваются, схлестываются и расходятся, как водные потоки. Можно увидеть, как они закручиваются в спирали, заворачивают, незаметно подступают со всех сторон, как наводнение.

Увидеть камень как движущийся поток, угадать перспективное направление и будущую силу — над этим размышляют мастера в поединках. В этой статье мы разберем две игры между искусственным интеллектом AlphaGo и профессиональными игроками. В обеих играх нейросеть показала примеры безупречного управления потоками и влияния. Одна из самых сложных сторон игры Го  — перенос влияния и владений с одного на другой сектор доски.

управление потоком

Рисунок 1. Лян Сяо 7 дан (черные), AlphaGo (белые)

В этом поединке нейросеть играла белым цветом. Идея перенести влияние появилась у белых в показанный момент. Сейчас отмеченный белый отряд формируется и растет. Мы видим, как он подобно растению выползает из-под черных и тянется к центру. Его рост создает угрозу черным камням, которым поставлена задача паразитировать на белых, господствуя сверху и ограничивая их развитие. У всего есть предел, как в известной поговорке, когда верхи не могут, а низы не хотят. Сейчас верхи в лице черного отряда уже не могут держать в узде белых. Поэтому Лян Сяо решает поставить хитрый камень 35. Это темповой ход, у которого три цели: подтянуть черных вверх для давления на отмеченных белых, создать угрозу окружения белой позиции справа и подготовить разрезание отмеченных белых. Вы, конечно, видите точку разрезания: она там, где белые просочились между черными в центр.

Двойная угроза на обе стороны — проблема. Белым нужно принимать стратегическое решение, как и где защищаться.  Естественное желание (на это и был расчет человека в игре с нейросетью), что белые защитят плотную и развитую позицию справа. Но тут китайского профессионала ждал сюрприз.

Рисунок 2

Рисунок 2

Промотаем вперед десять постановок и посмотрим, что придумал искусственный интеллект. Отмеченные белые камни проникли в зону влияния черных слева и превратили ее в свою рабочую зону. Самое интересное, что черным было позволено нанести сокрушающий удар по белым камням справа — 45. Каков же план белых? Выживать?

Рисунок 3. Сдача позиции

Рисунок 3. Сдача позиции

На рисунке 3 мы видим, что белые жертвуют позицию справа, перераспределяя ее силу между верхней стороной (это уже сделано) и нижним правым углом (48-54). Жертва, особенно такая масштабная, всегда впечатляет. Но чтобы сдать идеальную плотную группу целиком? Нечасто увидишь такие примеры. Что здесь произошло, мы увидим лишь через несколько десятков постановок! Искусственный интеллект продает работающую группу за вход  в верхний левый угол черных. Позиция справа обменена на влияние в новом для белых секторе — слева. Зачем оно там нужно, станет понятно чуть позже. Второе достижение белых — фиксация новой границы на правой стороне. Белые все еще держат половину стороны, но влияние теперь слабее и развернуто на нижнюю сторону. Прибыль черных во влиянии на центр и в 100% территории справа вверху.

Умение отказаться от занимаемой позиции ради долгосрочной выгоды — стратегия высокого уровня. Это настолько сложное решение, что в жизни мы найдем единичные примеры такой стратегии. Большинство конфликтов, войн, разорений компаний проистекают из неспособности пожертвовать чем-то большим, перспективным и ценным, когда можно взамен получить еще большую перспективу и выгоду. Человек сталкивается с проблемой оценки. Как посчитать и оценить то, чего еще нет и сравнить с тем, что уже есть в руках? Поэтому и говорят, что лучшее — враг хорошего. Но для того мы и изучаем Го, чтобы научиться выбирать только лучшее. Что же разглядел искусственный разум Google?

Рисунок 4. Новое влияние

Рисунок 4. Новое влияние

Замысел белых проясняется через 30 постановок. Камень 82 добивает 7 черных камней и выстраивает новую сферу влияния из отмеченных белых. Эта стенка выше той, что была пожертвована, а в качестве бонуса у белых внизу слева стоит недостроенный черный отряд. Это заложник, который будет мешать черным гасить новое влияние белых. И если мы посмотрим на правую сторону, то пожертвованный участок уже и не кажется таким большим. Влияние белых не только перетекло с правой стороны на левую, оно растеклось по доске, хотя черные только и делали, что брали куски земли.

С этого момента китайский профессионал начал терять контроль над позицией. Получилось, что он сам попал на крючок свой стратагемы, которую запустил камень 35. Вместо того, чтобы усесться на шею белым и ехать на них, черные хапнули кучу очков отдав белым перспективу развития, и как следствие всю левую часть доски. Приобретение владения почти всегда означает потерю влияния. Но кроме того, человек потерял темпы (время), реагируя и отбиваясь от белых. Вся дальнейшая игра — неудачная попытка вернуть все назад. Продолжалась она недолго.  Выходит, что брать белые камни справа ни в коем случае было нельзя. Они стали бременем, которое погубило черных. Хочешь разорить бедное государство — подари ему авианосец. Уж очень дорого стоит его обслуживание. В похожую историю вписался игрок черными.

Рисунок 5. AlphaGo (черные) Ян Цзаймин (белые)

Рисунок 5. AlphaGo (черные) Ян Цзаймин (белые)

Вторая игра просто классика перевода влияния из одной плоскости в другую. Здесь искусственный интеллект играл черными камнями. Первая проблема — капитализировать влияние отмеченной черной стенки, которое частично погашено белым камнем. Не самая простая задача. Мне было интересно посмотреть, как с ней справится нейросеть?

Рисунок 6

Рисунок 6

Влияние черной стенки перешло к диагональной цепи камней, и теперь оно направлено по стрелке. Нет простых конвертаций, поэтому новая стенка черных недостаточно плотная, что и вызвало вопросы со стороны противника:

Рисунок 7. Новые активы черных

Рисунок 7. Новые активы черных

Белым удалось разорвать черную стенку и разрушить ее коридор влияния. Но какова цена? Белые стали «счастливыми» обладателями слабого отряда (отмечен треугольниками) в самом сердце черной позиции. Влияние черных теперь развернулось по стрелке в новую сторону. Основной капитал черных — слабая белая группа. Черное влияние утекло в нее. Можно сказать, что их влияние стало причиной появления у белых слабого отряда. Управляя его развитием, черные приобретут еще больше влияния в центре доски.

Рисунок 8. Новый переток влияния

Рисунок 8. Новый переток влияния

Белые не сдаются и продолжают активно бороться. Слабая группа стабилизирована и даже гасит влияние черных в центре. Но проблема в том, что погасив влияние черных в одном районе, эта группа помогла черным получить его в новом месте. На рисунке 8 отмечен сформированный черными большой котел. Теперь там почти владение, насколько черные уплотнились. С этого места в стратегии черных происходит важный разворот.

Рисунок 9. Перевод влияния во владение

Рисунок 9. Перевод влияния во владение

Белым позволено пройти внутрь черного котла (отмеченные камни слева). Белым также дают любую удобную позицию на правой стороне (там тоже отмечены белые камни). С помощью всех отмеченных белых, черные превращают свое влияние в территорию. Это важно! Именно с помощью противника влияние может перейти во владение, так как черные ставят свои ответные камни именно в те точки, где нужно огородить территорию. Плюс черные забрали нижний левый угол. Сейчас главным собственником влияния стали белые. Мы видим их влияние в центре. Но не поздно ли?

Китайский профессионал рискует оказаться в роли медведя, описанного в детской сказке про вершки и корешки. В нашем случае вершки — это влияние, а корешки владение. Медведь активно менялся с крестьянином, не понимая лишь одной тонкости: вершки и корешки обладают разной ценностью в зависимости от контекста. Если бы медведь был знаком с игрой Го, где один и тот же камень может поменять свою ценность и статус много раз в ходе одной партии, он бы не попал в такую историю.

А разбирать поединок между человеком и нейросетью дальше уже нет смысла, так как затем профессионал попытался выиграть не стратегией, а войной, но проиграл большое сражение, после чего сдался.

Метки: , , ,

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены