Плакат раскрывает механизм восприятия и мышления. Зрение является одним из пяти визионерских инструментов Русской Школы Го и Стратегии. Можно ли его отнести к инструментам мышления? Безусловно, зрение играет огромную роль в формировании сознания. И даже если внешнее зрение отсутствует (слепота), внутреннее зрение остаётся. На данном плакате зрение выступает в качестве фундамента мышления. Само слово «мышление» объяснено через нарезание углов смысла, которые здесь тождественны точкам и углам зрения.
Исчерпывается ли мышление только зрением? Нет, мышление шире зрения. Здесь мы видим одну из точек зрения на мышление, задающую рамку понятия. Рамка всегда означает редукцию. Если же мы возьмем такую рамку, которая будет шире понятия, то произойдет смешение понятия с окружающим его контекстом. Потому редукция неизбежна.
Для чего был разработан этот плакат? Его задача – описать школьное понимание мышления в первом приближении. Процесс осмысления иллюстрирует восьмиконечная звезда. Цифра «восемь» взята не случайно. Есть две интересные ссылки из разных культур: русской и китайской, которые показывают связь между этим числом и мышлением. Вот китайская ссылка: «Фу Си сидел на квадратной террасе, и слушал голоса восьми ветров. Так он открыл восемь триграмм». Фу Си – легендарный первопредок китайской цивилизации, который вместе с еще двумя легендарными персонажами сформировал весь базис китайской культуры. В частности, Фу Си приписывают восемь триграмм, которые описывают сумму циклических законов, определяющих жизнь человека в мире. Вторая ссылка обнаруживает себя в неожиданном месте: в «Слове о полку Игореве». Там есть такой эпитет у князя Ярослава «осмомысл». Это слово означает «восемь мысов» или восемь граней или же восьмимысленный. Число восемь здесь символизирует полноту, а мыс – это грань, угол, выступ.
Привязка модели Го к процессу мышления показана лишь в самом общем виде, иллюстративно. Разбор философии, перекрёстков, рамок и сетевых структур, выстраиваемых с помощью камней, требует отдельного серьезного анализа.
Автор плаката и текста: М. Емельянов, дизайн Ю. Рябининой.
Comments are closed.