Можно было бы опасаться, что нейросеть покажет нам идеальный сценарий игры за черных. Уже сейчас она выбирает всего из двух вариантов первых постановок. Отсеяны такие ходы как 5х4 и 5х3. Она не ставит камни в 3х3 или 5х5. Также нет игр с занятием центрального пункта 10х10. Но все же программа в аналогичных позициях делает разный выбор. Чем это объяснить? Есть два возможных ответа. Первый тот, что в нее заложен алгоритм спонтанности и при примерно равных вероятностях победы она выбирает из нескольких вариантов случайным образом тот или иной. А это означает, что вариантов действительно много. Другое объяснение предполагает, что нейросеть обладает ограниченным горизонтом планирования и моделируя позиции она попадает то в один пучок сценариев, то в другой, полагая каждый раз, что действует наилучшим образом. Возможно, что поражение против Ли Седоля было вызвано подобной причиной: AlphaGo действительно не увидела сценарий, в котором найденное корейцем хамэтэ работает. Тогда решения нейросети не являются безусловно лучшими, по крайней мере на данный момент. Хотя очевидно, что они хороши.
AlphaGo играет черными камнями
Какие стратегии детище Google выбирает за черный цвет? Ее игра не отличается разнообразием, но программа показала несколько новых и неожиданных идей.
В отличие от людей, AlphaGo предпочитает начинать лишь с двух ставок: 4х4 и 3х4. Значит ли это, что другие постановки в углу нехороши? К слову, эти две ставки наиболее популярны и я полагаю, составят более 50% всех первых ходов в известных играх.
Мастера пробовали противопоставить черному камню в звезде три варианта: диагональный ход 1, параллельные камни 2 и 3. Напомню, что программа за белый цвет отвечала на такой черный камень только в параллельную звезду, то есть выбирала вариант 2.
На комоку мастера пробовали занимать параллельные углы с помощью высокого камня в звезде (2 и 3) или подглядывающим комоку (1) — классический японский стиль. Коротко о том, как продолжалось занятие углов в играх с черным камнем в звезде. AlphaGo в такой позиции Ставила белый камень в 3 и в диагональный угол. Варианты 1 и 2 она не выбирала.
Итак, программа поставила высокий черный камень 4х4, профессионал занял диагональный угол также высоким камнем. По теории это самый сбалансированный способ игры. Хотя за белый цвет программа ни разу не поставила такой белый камень. То есть сравнить дальнейшие сценарии с ее решениями для белых мы не можем. Далее она отвечала за черных двумя вариантами: «малый китай» (А) или классический китайский стиль (В). Посмотрим продолжения обоих вариантов.
В случае с большим китайским фусэки есть только один пример за белых: ответный выход на тот же стиль камнем 2. Затем камни 3-5 начинают угловое построение.
Когда AlphaGo ставила камень 1, игроки выбирали разные решения. Сначала пример с постановкой камнем 2. Вообще на окрытое комоку AlphaGo практически всегда немедленно подходит и чаще всего низко, как камень 4. Дистанция практически всегда 1 шаг. В то время, как развивать свой угловой камень 3х4 программа предпочитает шире, через два шага (есть пример и узкого симари). В этом отрывке наиболее интересен камень 9. Это форсированный натиск. Согласно теории, это плохое решение, так как белые получают полезный камень 10, практически закрывают угол. Что получает черный, Он сокращает влияние белых вправо. Видимо, камень 9 участвует в общей атаке на три белых камня справа внизу. Хотя не очень ясно, почему так важно поставить его именно сейчас, в начале атаки. Эта позиция станет предметом исследований в ближайшие месяцы, и мы поймем логику программы.
Любопытно, что на два белых камня в звезде у программы нет уникального ответа. Она развивала угловой камень и широко (чаще), и узко (один пример).
Во многих партиях мы видим, что искусственный интеллект предпочитает экспансию накоплению территории. Можно процитировать китайский трактат по стратегии Го 11 века, в котором сказано, что новичок жмется к краям и углам, игрок среднего уровня держится сторон, а мастер господствует в центре. Черные камни 5, 7 и 9 развивают позицию черных глобально. 5 — современный стандарт, 7 в такой обстановке встречается реже. Чаще можно видеть, как черные сразу ставят камень на место № 9. Дальше AlphaGo модернизировала стандартное угловое построение:
Постановка 13, наверное, скоро станет популярной. Хотя вопрос: а в каком контексте она хорошо работает? Есть пример, где программа размещала прерыватель облавы (ситё) не так амбициозно высоко. Положение было схоже. Стандартное продолжение дзёсэки предлагает разместить этот камень на 4-й линии.
Вот для сравнения другой вариант этого построения. Здесь изменилось положение камня 1: угол развит широко. Постановка белых та же, что в предыдущем примере. Но теперь мы не видим пробного камня в А. Черные сразу ставят 5, что несколько необычно, так как камень в А ставится специально для повышения эффективности работы получаемого черными влияния по итогам дележа угла наверху справа. Зачем сейчас определять позицию на нижней стороне? Ради построения двух крыльев 5 и 7? Но не широки ли они? Далее то же построение, но с иным финалом:
Тут белые сами занимают большое место камнем 1 и частично гасят влияние черных. В ответ поставлен менее амбициозный камень 2, но все равно высоко (5 линия) и нестандартно. Как понимать стратегию AlphaGo? Крепость в углу превращается в большую влиятельную зону в центре (пример выше), а более гибкая и ориентированная на влияние формация как здесь развивается консервативнее. Это противоречит привычной нам логике развития позиции. Это следствие того, что AlphaGo не видит всей картины и пробует тот или иной вариант как бы спонтанно? Или же действительно крепкие камни нужно развивать широко, а гибкие позиции, наоборот, двигать сдержаннее?
Отмечу, что за белых AlphaGo не строила подобных позиций и потому сравнить не с чем. В ее играх белый камень в нижнем правом углу ставился в 4х3: лицом на левую сторону (китайский стиль). В нашем случае в этот угол был поставлен первый белый камень. Можно ли сделать вывод, что против такого белого следует выбирать малый китай?
Когда белый камень появлялся в соседней звезде, программа выбирала из тех же сценариев. Но тогда открывалась возможность выйти на фусэки, которые она играла за белый цвет.
На такой черный камень 1 нейросеть в партиях за белых тоже занимала звезду (постановка 2). Дальше есть идентичный сценарий до постановки 11, но нейросеть за белых тогда вторгалась в черный угол, а здесь ее противник укрепился 12. Судя по дальнейшим действиям черных в этом примере, AlphaGo ценит возможность вторжения в правый нижний угол выше позиции белых наверху справа.
В ответ на отмеченный черный камень, профессиональные игроки испробовали три сценария, обозначенные буквами. Когда же нейросеть за белых сталкивалась с такой позицией, то всегда выбирала только сценарий А (см. примеры из предыдущей статьи). С него и начнем.
Широкое развертывание камнем 1 применяли и мастера, но вот за белых нейросеть действовала иначе, чем играли люди. Она всегда укрепляла соседний белый камень слева внизу. Игроки же ни разу не сделали этого, видимо считая такое решение медленным. Показанный здесь вариант встречается в нескольких играх.
Постановка 2 — подход к черному углу. Видим, что нейросеть занимает ключевое на ее вкус место камнем 5. За белых она превентивно укрепляла этот угол.
При такой стратегии белых (2-6) нейросеть выбирала из двух вариантов А и В:
Сначала AlphaGo определяет позицию белых в верхнем левом углу, а затем берет белый камень в клещи 9.
Во втором случае нейросеть не ставит форсирующий камень в А и сразу зажимает белого в клещи 7. В результате игра разворачивается в иное русло. Почему она делает такой разный выбор, пока неясно.
Классический вход на черную сторону камнем 2. И здесь нейросеть немедленно подходит к белому углу, препятствуя построению крепости.
Отмеченные камни те же, а клещи 4 стоят шире. Нейросеть в ответ изменила позицию камня 5. Продолжаем смотреть сценарии малого китайского фусэки. Мы закончили с вариантами, где белые ставили камень в нижний левый угол, как показано здесь.
В этом примере игрок попробовал форсированным подходом 2-6 сковать развитие черных. Позиция достойна серьезного рассмотрения с точки зрения баланса владения и влияния. На первый взгляд она выглядит равной.
Когда мастера ставили белый камень в звезду (постановка 1), нейросеть выбирала между двумя сценариями: А и В.
Сценарий А оказался богатым на новые идеи. Во-первых высокий камень 1, который обычно считается плохим решением, так как его трудно монетизировать (заработать здесь очки), и угол нуждается в дополнительной защите. Далее нейросеть играет современное угловое построение с недавно изобретенным ходом 9 и ставит свой камень 11 высоко, а не низко, как рекомендует справочник дзёсэки. Общественность порадовало и вторжение в 3-3 камнем 15. На пустой доске это весьма необычно и считается выгодным белым, а не черным.
Официального матча между китайским вундеркиндом Ке и ИИ Google так и не состоялось, но зато мы можем посмотреть его online игру с неизвестным ему компьютерным оппонентом. В этой игре мы видим нестандартный нажим камнем 3. Похожие идеи разобраны в предыдущей статье. Искусственный интеллект смело играет на влияние.
В этой игре соперник нейросети поменял позицию белого камня 4, выбрав более динамичное взаимодействие с черным. Продолжение этого сценария также увенчалось вторжением в 3-3:
Возможно, что из-за вторжения белых в свою зону AlphaGo посчитала целесообразным отказаться от игры на влияние и взять территорию. Однако мы встретим немного примеров, когда мастера вторгаются под высокий белый камень на пустой доске.
Последний тип фусэки с такой конфигурацией черных на правой стороне привел к такому необычному продолжению. Во-первых камень 7. Это конечно, уже черезчур. Но нейросеть так играет и полагает это эффективным. С точки зрения тэвари такая позиция могла образоваться, если на камень 1 белые ответили 6, а на камень 7 поставили бы 2. Но рационально ли ставить 7 именно вот так, если еще нет белого под номером 2?
Постановки 9 и 11 тоже производят впечатление. Остался последний, но не менее любопытный сценарий с первым черным камнем в звезде. По архитектуре он подобен последним двум:
Здесь иная конфигурация белых: низкий камень наверху слева и потому иная стратегия черных. Магистральная идея та же: задавить белых, прижать их к краям и господствовать в центре.
Когда AlphaGo ставила комоку, чемпионы из Китая, Кореи и Японии пробовали разные стили игры. Правда, никто не поставил камень в диагональную звезду. Как мы знаем из примеров выше, сама программа предпочитает в таких случаях занимать звезды: В и С, а также звезду по диагонали. Для начала посмотрим фусэки с вариантом С, так как похожие случаи уже разобраны выше. Только теперь за черный цвет искусственный интеллект. Интересно, что программа не ставила камни в В, хотя это по стороне, куда направлен черный комоку. Как насчет концепции направления камней?
На такой белый камень программа предпочитает два варианта. Первый (1) разобран в предыдущей статье, когда мы сравнивали стратегии мастеров со стратегией ИИ (примеры 15-17). Поэтому сразу рассмотрим вариант 2. Такое фусэки встречалось в предыдущих играх. Там его ставил профессионал, а теперь посмотрим как оно заиграет у AlphaGo. Постановки 1-3 со следующей диаграммы можно найти в поединках Го Сэйгэна.
Оригинальный пример противодействия черным, но похоже, не очень удачный. Постановка 2 есть в примере 12. Ставки типа №3 можно встретить в записях игр Го Сэйгэна. Дальше видно, как динамичная стратегия белых напарывается на такую же динамику черных. Нашла коса на камень.
В этом случае черные поставили камень 3 с другой стороны, что не имеет значения, а вот белые подошли к черному углу низко (4). Напомню, что сама AlphaGo в своих играх за белых действовала иначе, так как тогда профессионалы не ставили камень 3. Здесь снова белые пытаются опередить черных, оставляя камень 4 в качестве партизана (адзи на будущее) и гася влияние черных камнем 12. Сразу же завязывается конфликт.
Когда белые ставят камень в верхний левый угол, AlphaGo занимает звезду камнем 1. Затем есть только один пример фусэки, показанный в этом примере. Здесь мы вновь видим странный форсирующий обмен 7-8. Очевидно, что программа рассматривает его как важную часть клещевой атаки 9-11. Похожий пример, но за белых мы видели выше. И похоже, что ИИ не ставит высокие симари типа 6 у звезды. А когда видит такие стойки, то вот так их прижимает.
В ответ на черный камень 4х3 поставить белый так, чтобы подсматривать под черный — седая классика. Одну из таких игр сыграл сильнейший мастер Японии Ияма Юта. Нейросеть не ставила за белых такую позицию, поэтому мы не можем ее сравнить с играми, где она играет белыми. Заметим, что у нее есть два ответа на отмеченный белый камень. И один из них — перекрестное фусэки.
Это игра с японским профессионалом. Мы видим ход Сюсаку 4, но за белых. Затем стратегия уступила место жесткой тактической борьбе, захватившей обе стороны на несколько десятков постановок. Нейросеть удивляла и здесь, но в середине игры, выбирая, как кажется медленные решения в ущерб большим и быстрым. Советую посмотреть ее запись целиком.
В этой игре соперник AlphaGo поставил камень 4 к комоку черных слева. Началось сложное угловое построение. Первый ход черных даже не рассматривается в современном справочнике как вариант для игры. Обычно такой тычок делают после взятия белого в клещи. Такое положение могло бы возникнуть при нарушении порядка ходов в классических построениях. Вариант очень интересный.
В этом примере AlphaGo вместо перекрестного фусэки ставит параллельный камень 1, а затем в своем стиле широко развивает угол 3. Эта игра как будто развивается по классическим стандартам Го с угловым построением (надарэ) и дальнейшей позиционной борьбой.
Comments are closed.