Школьная интеллиада

У современного школьника велик интерес к интеллектуальным и умным вещам. Современные дети с трудом читают длинные и сложные тексты, но при этом они с интересом изучают программирование, робототехнику и интеллектуальные игры. Создание приложения для телефона или сборка управляемого с телефона робота — по сути такая же умственная работа.

Отличие в том, что книга абстрактна и впечатления от нее остаются в воображении. Приложение под iPhone или машинка из Lego материальны. И этим они и привлекательны.

Может ли вообще угаснуть культура массового чтения и письма, замененная на диктовку или видеоклип? Исторический период массовой грамотности пока составляет сотню лет. Большую часть истории читать и писать умели единицы.

Игра Го также является моделью текста (подобно игрушке Lego), абстрактным диалогом об организации, дележе, выстраивании иерархических отношений или горизонтальных связей. Игра, безусловно сложная. Но понятная интуитивно. И видимо, этим она привлекает внимание современного ребенка, который привык быстро разбираться с подобными «штуками» в родительском айпаде. Эта интуитивная понятность позволяет любому сразу включиться в игровой процесс.

Невероятная сложность Го, гибкость и вариативность — это второй фактор притяжения внимания ребенка. По крайней мере, я наблюдаю это очень часто. Хотя, казалось бы, это должно наоборот отпугивать. Но нет, действительно современные дети хотят и готовы разбираться со сложными вещами, пусть и в первом приближении, не закапываясь в них глубоко. Но это пока.

Я наблюдал реакцию детей на презентацию им четырех логических игр (китайские шахматы, Го, шахматы и шашки) в ходе интеллиады в московской школе. Дети делились на команды, каждая из которых могла познакомиться с двумя из четырех игр. Такое ограничение было связано с временными рамками. Детей записалось в три раза больше, чем планировали организаторы. Это был их самостоятельный выбор (речь идет о начальной школе с 1 по 4 классы). Многие стремились попасть на все четыре мастер-класса, чтобы узнать как можно больше новых игр.

В качестве резюме своих наблюдений я вынес для себя еще одно подтверждение, что сейчас малые и короткие формы обучения эффективнее длинных курсов. Лучше проходить предмет сжато и по делу за четверть, чем изучать его год. Важно выстраивать контекст, когда разные предметы связаны друг с другом. Необходимо добавить в учебу практику, причем не механическую в стиле решения задач «из пункта А в пункт В», а реальные опыты, которые можно унести домой (или хотя бы там повторить). Движение по спирали, когда уже пройденный однажды предмет возвращается в программу вновь, с новым содержанием и объемом погружения, благодаря накопленному ранее контексту, эффективнее линейного изучения из года в год.

Подобная схема обучения может быть применена и к изучению игры Го. От принятой сейчас методы линейного движения человек устает уже через год. И если Го когда-то будет внедряться в школьную программу, то оно займет там достойное место лишь в одном случае: когда будет частью целостной системы образования, а не еще одним доп. кружком, в котором можно учиться 10 лет. А можно и не учиться совсем. То же, на мой взгляд, касается и программирования, и робототехники, которые, очевидно, скоро войдут в школьную программу. Какая судьба их ждет? Трудно сказать. На мой взгляд, пока не завидная. Поэтому я против широкого внедрения Го в школы. Сейчас это убьет идею. Хотя сейчас интерес к Го со стороны школ растет поражающими темпами.

автор: М. Емельянов.

объяснение правил Го

объяснение правил Го

пробная игра

пробная игра

Метки: , , ,

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены