Huawei
 

Торговая война США и Китая — конфликт стратегий?

Huawei является не только технологическим «лицом» Китая в мире. Это один из главных спонсоров развития игры Го в Китае. В прошлом китайцы продавали на Запад шелк и фарфор. Сегодня Huawei предлагает 5G и технологии индустрии 4.0. Перед получателями благ стоит непростая дилемма. Либо опережать вместе с Китаем, доверив китайцам доступ к данным и каналам их передачи. Либо бороться против Китая, рискуя оказаться на обочине прогресса. В игре Го каждый важный ход несет в себе одновременно и выгоду, и адзи – угрозы. И если в Европе идут дебаты, что делать с адзи сотрудничества с Huawei, то США вместо раздумий решили ударить кулаком в лоб. 

Торговая война США и Японии в конце 1980-х годов закончилась, скорее, в пользу Америки. Японцы вторглись сразу на несколько рынков. Toyota побеждала в конкурентной борьбе расслабившиеся автомобильные концерны Большой тройки, а технологические стартапы загнали в глубокий кризис компьютерную отрасль. Отголоски противостояния — город-банкрот Детройт, процессоры Intel (компания сдала японцам свой флагманский рынок модулей памяти) и многолетняя рецессия японской экономики. 

Тогда противостояние проходило по модели жесткого линейного конфликта. По словам японцев, они были вынуждены бороться с США в шахматной партии. Сегодня Китай играет с Америкой в Го, хотя штаты еще не осознали этого и продолжают по старинке давить фронтом. Современный мир стал по-настоящему глобальным. На мировой стратегической доске уже нет фронта и тыла. Нет и «королей», разгром которых дает победителю вторую половину поля.

В интервью основатель Huawei пожимает плечами: США нас не победить. И добавляет, что сам он пользуется iPhone — хороший телефон! Несмотря на атаку на нашу компанию, мы не будем бороться с компаниями США в Китае. Нам выгодно взаимное партнерство, оно является основой  мирового богатства, – продолжает он. Это рассуждение в стиле Го, где победа достигается умением взаимовыгодно разделить территории и сферы влияния, а не войной за доминирование. 

Жэнь Чжэнфэй, основатель Huawei

Китайские компании живут по принципам Го, согласно которым тотальная победа невозможна. Они не рассуждают в категориях «всё или ничего». А США, как Рембо перед финальной битвой, широкими мазками рисуют на лице боевой окрас. Подход «или мы их, или они нас» поставил США в тупик стратегии all or nothing. Ведь если ты играешь в такую игру против стратега Го, то рискуешь всё потерять. 

В нынешней схватке с Китаем я бы не ставил на США. Игроки в Го умеют воевать против королей. А умеют ли американские стратеги создавать и делить территории — вопрос. Похоже, что у США пока нет мультимодальных стратегий для изменчивого VUCA-мира, где не работает прямое противоборство. Конечно, нападение создает проблемы сопернику, но в итоге оно его усиливает. 

Благодаря игре Го азиатские бизнесмены и политики с детства учатся договариваться и заключать альянсы. Их цель в постоянном стратегическом прогрессе. Открытое противостояние обычно возникает из-за плохого планирования. Не случайно Сунь-цзы в «Искусстве войны» делает парадоксальный вывод: лучшая война не обнажая оружия. Побеждай незаметно!

Торговая война между США и Китаем в своей основе – это конфликт мировоззрений. Китайский взгляд на ситуацию показывает Го. В отличие от шахмат, где фигура съедает фигуру, в Го на захват чужого камня-«пешки» требуется четыре хода. Это делает прямую борьбу бессмысленной. 

Рис. 1

Если мы решим задушить черный камень (рис.1), нам потребуется окружить его четырьмя белыми камнями, перекрыв все пути к отступлению. Это возможно только если черные поднимут лапки вверх, или белые сделают 4 хода подряд. 

Рис. 2

Такая «стратегия удушения» (рис. 2) работает только в фантазии белого. Реальность будет неожиданной для белых. После каждой новой атаки черные будут становиться сильнее. 

Рис. 3

Черным даже не нужно атаковать в ответ. Достаточно просто усиливать позицию (рис. 3). Добавим один черный камень, и на захват всей фигуры теперь требуется уже 5 белых. 

Рис. 4

Если белые продолжат атаковать (рис. 4), то черные еще усилят позицию. Теперь для полного окружения черных нужно 6 белых камней. Вывод, который сделает даже новичок в Го: белые никогда не захватят черный камень. Открытая атака только усиливает соперника. Атака США на Huawei с точки зрения стратегии Го бесполезна и вредит больше американцам, чем китайцам.

В логике глобальной шахматной доски США, атака – это путь к победе. Ее цель накалить ситуацию до предела, чтобы опрокинуть противника или же начать диалог. По китайской философии так делать нельзя. Также как инь переходит в ян на максимуме своей силы, доведенное до предела состояние стремится перейти в свою противоположность. Huawei закрыли доступ к операционной системе Google? Жди появления китайских аналогов, которые начнут завоевывать мировой рынок. Сергей Брин, который неплохо играет в Го, похоже, понимает, что его ждет. Возможно, это объясняет странные зигзаги в заявлениях о запрете, а затем о приостановлении запрета на сотрудничество Google и Huawei.

Если американцы считают, что надо немедленно громить Китай, иначе он поставит «мат» США, то китайцы улыбнутся на это. В их логике мир одноцветных камней невозможен. США нужны Китаю, так как позиция в Го всегда создается в партнерстве: это и соперничество и сотрудничество одновременно.

В Го не бывает одноцветной вселенной. Цель большой игры Китая не в том, чтобы завалить короля запада – США, а в том, чтобы вести мультивекторный диалог и заключать самые разные партнерства на глобальном игровом поле.

Рис. 5

Хорошая стратегия с точки зрения Го (рис. 5): поделить сферы обитания, избегая войны. Пускай черный развивается в своем направлении, а мы за белых будем развиваться в другом. Главный выбор здесь не между жизнью и смертью, а между территорией и влиянием. В примере на рис. 5 белый стоит под черным. Черный – лидер, а белый – ведомый. Сценарий их совместного развития приведет к равному дележу территории и влияния, а не к съедению ведомого лидером (чего, видимо, боятся в США). И это принципиально иная модель, основанная не на борьбе, а на взаимном развитии.

Рис. 6

Быть вторым выгодно, ты получаешь защищенную территорию и находишься как бы под крылом соперника. А быть лидером перспективно. Лидер получает влияние, но и угроз-адзи у него больше. В такой модели один не пытается уничтожить другого. Вопрос выигрыша определит глобальный дележ территории на всем поле игры, а не ликвидация противника. И именно здесь главный конфликт подходов США и Китая.

Согласно игре Го, в конце оба игрока останутся со своими территориями. Не будет одного победителя, который получит всё. Лидером станет тот, кто эффективнее объединит все локальные партнерства в глобальную гармоничную систему и тем самым заработает больше очков. В этом игра Го похожа на гольф, в котором победу определяет твоя личная продуктивность.

Рис. 7

Посмотрим на ситуацию в целом. Китай показан черными камнями, а ходы остального мира белыми. Ранее в отношениях с Америкой (левый верхний угол) Китай играл роль второго, уступив белым камням в верхнем левом углу роль лидера. США играли на влияние, используя китайскую мировую фабрику для производства своих брендов. При этом Китай усиленно развивал свой угол (внизу справа), наращивая силу и влияние, покупая ресурсы всего мира: белые камни 1-7 под черной стенкой. Китай вложил заработанные слева вверху очки от торговли с США во влияние внизу справа. Где-то ты играешь на территорию, где-то занимаешь влиятельную позицию лидера. Обмен территории на влияние – секрет богатства. Сидеть только на ренте (территории) невыгодно, а только во влиянии опасно. Сегодня Китай предлагает поделить новый пустой угол высоких технологий (справа вверху), выступая там в роли лидера (камень 8). Именно в этом направлении накоплено основное влияние Китая. У США тоже есть интересы в этом углу.

Судя по всему, США пытаются съесть черный камень «8», не желая делить территорию на равных. К чему приведет такая война, я уже показывал выше. Задушить чужой камень можно лишь располагая четырехкратным преимуществом в силе. Есть ли оно у США? Если сложить экономическую мощь всех союзников США (включая Японию, Южную Корею и ЕС), то получим трехкратный перевес: примерно 45 триллионов долларов мирового ВВП против 15 триллионов Китая. Я думаю, понимая это, Huawei начал диалог с Европейским союзом, ища союзников в чужом лагере. И это послужило триггером для атаки США. Если американские элиты не устраивает дележ угла по показанной ранее модели (черные сверху, а белые под ними), то есть еще порядка 10 000 разных способов поделить угол. Нужно только выбрать делиться, а не пытаться забрать всё.

Рис. 8

На рис. 8 показан иной возможный сценарий партнерского дележа территории в спорном углу. США получают территорию на своей стороне, а Китай наращивает влияние на своей стороне, плюс контролирует территорию в углу. Это тоже равный дележ.

2000 лет назад царство Цинь объединило Китай. Цинь предложило элитам других царств разделить страну поровну, как в партии в Го. Делить пополам не означает пол царства тебе, пол царства мне. Это множество локальных сделок, в части из которых ты получишь территорию, в других влияние. Главное быть готовым делиться и договариваться, решая, где ты открыт для партнерства, а где закрыт. Это и есть win-win стратегия, которую порой считают мифом. Такой подход предлагают китайцы, говоря о парадигме гармоничного развития. Гармония в партнерстве и сложном взаимодействии. Партнерство не исключает конкуренцию и борьбу за лидерство. Но это борьба ради взаимной выгоды, а не на взаимное уничтожение. Поэтому у Сунь-цзы написано, что войну ведут ради выгоды.

Понимание стратегического подхода китайцев полезно не только для США, но и для российской элиты. В идеях Го нет ничего сложного. В шахматной партии Запада нам уготована роль пешки на периферии, которую с радостью разменяют. Если же посмотреть на мировую позицию с точки зрения Го, то наши пусть и не многочисленные камни занимают несколько ключевых позиций. Нужно лишь их грамотно разыграть.

автор: Михаил Емельянов

Метки: , , , ,

Comments are closed.

© Русская Школа Го и Стратегии, 2016. Все права защищены