«Влияние — это наша возможность воздействовать на определенные пункты пространства» — такое определение влияния приписывают Рузвельту. Оно хорошо подходит для описания влияния в игре Го. Го — игра равновесия и баланса. А влияние неотделимо от владения, являясь невидимым активом мастеров. Влияние позволяет управлять множеством мест, используя небольшие, но хорошо организованные группы камней.
Стратегию мягкой силы и непрямые решения трудно реализовать не опираясь на такой инструмент как влияние. Как же он работает? В японской школе Го термина влияние нет. Вместо него используют понятие ацуми: сила, плотность, мощь. Лишь в начале ХХ века японские мастера взялись за изучение влияния. Тогда даже, отдавая дань моде на военные аналогии, они разложили рода войск на доске Го.
Легендарный мастер Хасимото Утаро изобрел в 1938 году формацию на основе пункта 5х5, которую назвал в честь русского ДОТа — «tochka»:
На рисунке 1 синим цветом отмечена область ближнего боя или ближнедействия камня. На этой дистанции камень включится в борьбу со своими соседями. Приемы борьбы проводятся в этой зоне.
Камень может влиять на множество мест вокруг себя. Но он не влияет на место, на котором стоит сам, хотя это и неочевидная вещь. Занятый камнем перекресток — это уже владение. Поэтому владение и влияние образуют связку, перетекая одно в другое.
Слева два отмеченных черных камня идеально вписались в работу по охране угла. А справа белый камень 1 поставлен слишком далеко от черного. Он не сможет конкурировать с черным за угол, так как просто не дотянется до него.
Из практики игры Го можно вывести правило, что почти всегда рост владения означает снижение влияния и наоборот. Увеличить влияние и владение можно только при ошибке соперника. Мы же исходим в рассуждениях из того, что вокруг нас сильные конкуренты и они будут стремиться максимально эффективно восстанавливать паритет, чтобы поддерживать баланс. Ошибки имеем в виду, но не рассчитываем на них, если только не задумали обманную стратегию.
Аналогичный закон обмена владения во влияние и преобразования влияния в новое владение можно наблюдать и в жизни. Например, присоединение территории к государству увеличит владение, но почти всегда приведет к падению влияния. Если тот, кто приобрел владение сохранит и влияние, то он получит превосходство. Соперники обязательно будут сдерживать рост конкурента, используя свои инструменты влияния.
Влияние снизится и в том случае, когда мы присоединяем к себе слабую группу, которая требует поддержки.
Пример игры в наращивание влияния — план Маршалла, предложенный США после Второй мировой войны. Он предполагал значительные американские инвестиции в Европу. Владение в виде денег снижалось. Но росло влияние, которое затем США сумели конвертировать в новое владение, но значительно большего размера.
В бизнесе владение — деньги — инвестируют в получение влияния. Например, борьба за позицию влияния в компании. Чем хорошо влияние? Его не видно, но оно есть. В будущем сильное влияние можно обменять, заработав больше, чем было потрачено на его приобретение. Пример: бизнесмен, занимающийся газификацией частных коттеджей, купил должность в Газпроме, чтобы влиять на планы корпорации по газификации площадок в регионах. Благодаря этому ходу он расширил масштаб и повысил устойчивость своего бизнеса.
На рис. 2 показаны коридоры влияния или зона дальнедействия камня. Влияние распространяется по диагоналям, так как именно по ним пойдут все облавы (ситё). Есть и влияние по прямой. Оно отмечено серым цветом. Пример того, как работает коридор влияния:
Убежит ли черный камень, если белые возьмут его в облаву А? Казалось бы на пути черного стоят белые. Но отмеченный треугольником черный, стоящий на другом конце доски, держит коридор влияния как раз там, где побежит черный. Граница влияния белых отмечена красным цветом. И в итоге черный сбежит!
Слева показано, как черный приходит к своему камню, получая от него помощь. А справа показано верное решение за белых, которое приняла AlphaGo, оценив обстановку. Можно найти немало ярких примеров, когда такой же малозаметный персонаж за спиной своих врагов обладает незаметным коридором влияния, позволяющим менять ситуацию в свою пользу.
Чужие камни гасят влияние друг друга, что показано на рисунке 3. Камни своего цвета также могут перекрыть влияние друг друга, но могут его сложить и усилить. Это вопрос грамотной организации.
Плохая форма пустой треугольник оказывает влияние на 60% игрового поля. Меньше, чем три камня, стоящие в ряд. В пустом треугольнике камни мешают друг другу работать. Темные участки — это места, где влияние камней суммируется. Вот пример влияния трех камней в ряд:
Коротко о том, на какие дистанции действует влияние одиночных камней и каменных стенок.
На третьей линии камни обладают наибольшей устойчивостью. А как выглядит их сфера влияния в стандартных парах. На рисунке слева камни стоят на дистанции в 2, 3, 4 и 5 шагов. Обозначив зоны пересечения влияния можно увидеть много интересного.
У отряда через 2 шага плотное влияние. Камни через 3 шага все еще суммируют свое влияние. Хотя их можно разделить, они при прочих равных соединяются без труда.
Камни через 4 шага не суммируют влияние. А если мы поставим камни через 5 шагов, то между ними появится мертвая зона, где влияние равно нулю. Вот почему в такое расположение легко вторгаться. Камни недотягиваются друг до друга. А вот что будет, если усилить один из флангов:
Это стандарт. Зона влияния достаточно сильная.
У стенки из трех камней влияние еще сильнее. Цвет поля влияния очень темный.
Сейчас можно увидеть, почему от стенки следует ставить через пять перекрестков. Ее влияния достаточно, чтобы наказать любителей лазать по чужим владениям.
Где предел распространению? Трудно сказать. Кроме влияния есть еще фактор выживаемости. Формально шансы белых выжить внутри влияния черных стенок невелики. Но они есть. Тем более, что внутри зоны влияния есть мертвая зона, куда можно вторгнуться. Плюс мы игнорируем контекст: а кто стоит за черными стенками? Они же не могли появиться здесь без дележа территории с белыми.
Стратегическое построение крылья дракона. Оказывает широкое влияние на большую часть игрового поля. Обратите внимание на белые перекрестки внутри сферы влияния — там есть мертвые зоны. И обычно именно в эти точки хорошо поставить защищающий камень или вторгнуться в этом месте. В этом построении такая точка всего одна.
В более простом построении короб мертвых точек уже четыре! Они расположены строго между белыми камнями. Это места, куда обычно ставят камни, чтобы погасить влияние белых. Зоны сгущения влияния между белыми камнями показывают, что постановка туда приведет к перегрузке. Для влияния это бессмысленный ход. Плох он и для огораживания территории. Добавлять камни нужно на границу сферы влияния или в места, где влияние слабое.
Строиться ли компактно и надежно в одном районе или расширяться по всему полю? С точки зрения влияния второй путь выгоднее. Но у вас не будет гарантированной территории, только возможности неплохо заработать.
Влияние может быть погашено. Это главный риск игры с ним.
Это пример из игры любителей уровня кю. Отмеченная стенка черных практически погашена. Зона ближнего боя все еще опасно излучает силу. Но сравним положение черных с потенциалом влияния стенки:
Теперь несколько примеров расчета баланса влияния на примере игр нейросети AlphaGo. Они считаются наиболее сбалансированными, и мастера пока не смогли найти способ не проигрывать ей хотя бы в начале партии.
Это расстановка первых камней, которая согласно играм AlphaGo является оптимальной. Сейчас баланс влияния следующий: около 134 у черных и 121 у белых. Расчет трудно считать безусловно точным, так как расстановка верных границ сфер влияния затруднительно из-за взаимного перекрывания, а также нюансов движения облав. Погрешность расчета около 10%.
Другая версия равного дележа доски по версии AlphaGo. Здесь баланс влияния приблизительно выглядит так: у белых около 80 перекрестков, а у черных 110. Такая разница из-за разной конфигурации угловых крепостей. В центре влияние взаимно гасится.
Пример из игры между Ми Ютинем, 9 дан из Китая (черные) и AlphaGo (белые). Баланс влияния не обязательно подсчитывать с точностью до перекрестка. Можно оценить сколько и каких камней влияет на изучаемый участок. Здесь и далее мы будем оценивать влияние на центр доски. Сейчас у черных в центр смотрит на 5 камней больше, чем у белых. Поэтому баланс влияния: черные +5.
Стратегия AlphaGo изменяет баланс так, что теперь он +2 за белых. Разница во влиянии видна наглядно. Неверно думать, что такое изменение означает победу белых. Влияние — это один из факторов. Но Го — это игра в захват территорий. Конечно, высокое влияние внесет вклад в победу.
Пример 2 из игры между неизвестным профессионалом с востока (черные) и AlphaGo (белые). Баланс влияния +1 в пользу черных. Это самое начало игры. Но у нее было неожиданное продолжение.
С помощью стремительного развертывания в центре со сдачей периферии человеку, нейросеть получает подавляющий перевес во влиянии на центр: +8 по балансу.
Пример 3 из игры с еще одним анонимным профессионалом теперь за белых и AlphaGo (черные). Баланс влияния в центре +2 в пользу черных. Посчитать его уже непросто, так как камней много и они перекрывают друг друга. Видно, что есть зоны, где сила влияния сильно разнится в ту или иную сторону.
Интересно проследить логику выбора направления игры AlphaGo. Она наносит удар туда, где у белых есть влияние, но оно несильное. В результате начинается острая борьба, но влияние белых в центре рассеивается. В камнях изменение незначительное: + 3 за черных. Пожалуй, в этой стадии игры баланс влияния стоит оценивать локально, так как почти везде камни стоят на дистанции ближнего боя.
Полная версия материалов по влиянию в игре Го.
Comments are closed.