Почти 5000-летняя история Китая — это периоды затишья и резкие взлеты за ними. За последние 30 лет Китай из бедной страны превратился в мирового лидера и 2-й экономику мира (рост ВВП почти в 24 раза за этот период). За счет чего стал возможен такой рост? Возможно, что причина в особом образе мышления китайцев.
Китай на протяжении тысячелетий оставался аграрной страной. Главная проблема земледельцев — силы природы. А в древности природа казалась абсолютно неуправляемой. Китайцы обращались к духам предков за ответами о будущем. Археологи нашли множество гадательных костей эпохи Шан (3-2 тысячелетие до н.э.). На костях записаны вопросы князей, будет ли дождь или засуха,или о войне и мире с соседним племенем. Жрецы и шаманы владели тайным знанием, как общаться с «представителями» мира — духами, и их магия была основой жизненного уклада.
Интеллектуальная революция в Китае началась на закате династии Шан. Вместо шамана главным становится стратег. Группа мыслителей при дворе основателя династии ЧжоуУ-вана (12 век до н.э.) разработала оригинальную философию, которая должна была объяснить как устроен мир и почему в нем происходят те или иные явления. Это философия постоянных циклических изменений инь и ян. Пожалуй, это была первая в истории цивилизации удачная попытка свести все процессы и явления к бинарной матрице из нулей и единиц. Как-будто древние старались создать компьютер для вычислений и расчетов. У-ван установил поклонение небу вместо культа предков. Небо — это законы вселенной, подчиняющиеся переменам инь-ян.
Мир теперь не был хаотическим потоком, а рассматривался как гармоничное существование трех измерений: небесного (смена сезонов, знамения и предсказуемые изменения природы), земного (география, ландшафт, мир растений и животных) измерения человека. Взаимодействие неба, земли и людей между образуют три слоя бытия, которые постоянно меняются во времени, подчиняясь силам инь и ян. Всё многообразие изменений удалось описать в виде 64 знаков из шести черт, которые составляют цикл перемен.
У-вану приписывают создание системы перемен Чжоу И, которую сейчас многие знают благодаря Книге Перемен. Перемены стали первой стратегической системой в мире, претендующей на универсальность. Тебе лишь нужно определить свою точку в цикле и получить знак из шести сплошных и прерывистых черт. Дальше книга объясняет что тебе делать, когда и как. Можно представить, какое впечатление оказала на умы современников У-вана Книга Перемен. Это был переворот в мышлении. Оказалось, что реальность удивительно проста и гармонична, а будущее можно предсказывать, а не только гадать о нем. Так первый правитель династии Чжоу положил начало стратегическому планированию. Ведь если мир — это упорядоченная вселенная с предсказуемым будущим, то здесь возможна долгосрочная стратегия.
Первой задачей стратегии в Китае было помочь людям наладить свои земные дела в гармонии с законами природы. Так, китайцы начали планировать города с точки зрения эффективной логистики и развернули дорожное строительство, которой намного превосходило по масштабом римские стройки. Ирригационные системы тех времен работают в Китае до сих пор. Китайцы открыли плавку стали и железа почти на 2 000 лет раньше европейцев. Удивительно, что при этом Китай оставался очень архаичным обществом практически до 20 века. Возможно, что это была обратная сторона мощной философской школы, одной из идей которой было поддержание стабильности и следование «путем древних».
Вот краткая формула концепции перемен. Перемены содержат три значения: Первое — простота изменения. Две силы инь и ян. Второе — перемены в изменениях. Инь всегда переходит в ян, а ян переходит в инь. Третье — неизменность изменений. Нет ничего постоянного, кроме постоянных перемен. «Перемены созданы для построения замыслов благородных людей. Они разделяют небо и землю, дают разумность человеческим связям проясняют путь правителя» — писал конфуцианский ученый Чжуан-цзы.
Другой китайский ученый 3 века до н.э. пишет: «Мудрецы древности тревожились о будущих поколениях и можно сказать, что их тревога была предельна. Потому они составили цикл перемен, описав законы природы и судьбы и выразили состояние дел и вещей, чтобы мы могли понять изменения, источником которых являются небо, земля и человеческая природа. Эти правила действуют и поныне. Я родился на тысячу лет позже, и печалюсь, что мрак уже затмил смысл этих древних правил«.
Изменчивость — одно из свойств живой природы. Стратеги Древнего Китая считали, что человеку нужно учиться гибкости планирования у муравьев, а стратегия должна быть текучей как вода и не иметь определенной формы. У воды нет плана, как ей течь, но она всегда выбирает самый быстрый путь движения, и сила ее потока бывает такова, что ничто не может его остановить. Образ потока, низвергающегося с высоты 1000 ли, стал примером стратегической мощи ши в «Искусстве войны» Сунь-цзы. Целью мудрого полководца должно стать управление потоками ши. Чужую стратегию нужно сковать, обездвижить и ослабить, как водные потоки останавливают дамбами, свою же сделать подобной цунами, тогда она сама принесет тебя на гребне волны к победе.
Наблюдение за муравьями натолкнуло китайцев на концепцию цюань, что переводится как гибкие планы. Как муравьи тащат добычу в муравейник, если они взялись за дело командой? Каждый тянет в свою сторону! Сверху это выглядит так, что сразу хочется им помочь. Движение кажется хаотичным, но при этом все они движутся к муравейнику, просто каждый тянет остальных по своей траектории. У муравьев нет определенной стратегии движения к муравейнику. Их стратегия — добиться гибкости движения, чтобы всегда выбирать самый простой и удобный маршрут, изменяя его по обстоятельствам. Такая команда тяни-толкай допрет гусеницу до муравейника, так как каждый раз какой-то муравей будет упираться в травинку или камень и его движущая сила ослабеет. Другие муравьи, путь которых свободен, перетянут остальных на себя, и все вместе они продолжат движение к цели.
Перемещение команды муравьев похоже на современную концепцию гибкого управления agile, в которой четко определены правила на локальных уровнях, а глобальная стратегия сохраняет вариативность. Идея цюань не всем пришлась по нраву. Многие ученые-конфуцианцы считали ее вредной, так как она противоречила их философии неизменного пути цзин и следования ритуалам древности. Последние в итоге возобладали, и ставка на поддержание стабильности завело Китай в стратегический тупик.
Мультимодальность китайского мышления сформировалась благодаря философии циклов перемен. Но кроме того, огромное влияние на стратегическую школу Китая оказала игра Го.
Окончание эпохи Чжоу — это столетия войн между удельными царствами. В древнем мире война была основным источником сверхдоходов, и элиты княжеств соревновались друг с другом в искусстве побеждать соседей. «Война — это путь обмана» — напишет Сунь-цзы в своей книге в 5 веке до н.э. Постоянные войны требовали инструмента для разработки стратегии. Им стала игра Го, с помощью которой правители и военачальники планировали свои завоевательные походы.
Простота и философская глубина Го сделало игру зеркалом стратегического искусства. Нет знаменитых полководцев, которые не славились бы мастерством игры в Го. Силы инь-ян нашли свое выражение в противоборстве черно-белых камней на доске. Высшим искусством стратегии стала победа без обнажения оружия. Идея нетотальной победы была открыта китайскими военачальниками за доской Го, где камни мастеров сосуществуют в гармонии, а потери «живой силы» минимальны. В этом одно из главных отличий Го от шахмат (у китайцев они тоже были). Го — это игра с ненулевой суммой.
Игра Го постепенно стала стратегическим языком китайской элиты. Каждый чиновник обязан был уметь играть в Го, чтобы получить высокую должность. Иначе он просто не смог бы взаимодействовать с коллегами. Великая китайская стена, похоже, была придумана не без помощи Го. В Го длинные стенки камней обладают особо мощным влиянием на окружающее пространство. И надо сказать, что стена выполнила свое предназначение, защищая Китая от набегов с севера почти 1000 лет. Хотя и сейчас такой инфраструктурный проект вызывает удивление. Как доказать правителю состоятельность такой масштабной и дорогостоящей идеи? Трудно представить себе лучшую демонстрацию, чем Го.
Благодаря этой игре китайские полководцы стали мастерами мультистратегии, работающей в разных плоскостях и на множество целей одновременно. Успешные примеры таких стратегий остались в памяти поколений в виде 36 стратагем. Стратагемное мышление — визитная карточка китайцев, которые рассматривают почти все значимые события через стратагемы. Этому они приучены с детства. Разберем стратагему № 2.
В эпоху сражающихся царств могучее царство Вэй (белые) напало на Чжао, осадив столицу (черные камни). Осажденные призвали на помощь царство Ци (справа на карте). Армия Ци насчитывала 80 000 воинов. Это была небольшая армия по тем временам. Силы Вэй намного превосходили ее. Куда же следовало двинуться этой армии? Правитель Ци собирался направиться в Чжао и там вступить в бой с вэйской армией.
Камни в игре Го умирают от удушья. У черных есть пять дыханий. Если белые перекроют их, то окончательно их задушат, и Чжао падет. К чему приведет лобовая стратегия правителя Ци? К сожалению для союзников, она не поможет осажденным:
Допустим мы добавим черный камень 1, пытаясь разжать тиски белых снаружи. Белые последовательно отнимают дыхания у черных камней. Как только черный отряд лишится последних двух дыханий, его снимут с доски. Это будет означать поражение Чжао. Знаменитый стратег царства Ци Сунь Бинь показал этот исход правителю на доске Го. «Что же делать?» — спросил тот. Сунь Бинь ответил:
«Если хочешь распутать узел, то, конечно, не будешь со всей силы тянуть и дергать веревку. Если хочешь покончить с осадой, то лучше не вводить свои войска в Чжао, и так полное войск, а отправить их в место, свободное от войск. Все отборные войска царства Вэй стоят в Чжао. Поэтому я предлагаю, чтобы мы осадили столицу Вэй Далян«.
Это кажется невероятным, но только такое решение и работает! Теперь войска Вэй разбиты. Вы можете проверить это самостоятельно. Стратагема Ци привела к провалу похода Вэй в Чжао без прямого вмешательства. Как только вэйцы узнали нападении Ци, они отступили из Чжао. Стратеги Ци применили еще одну стратагему («в покое ожидать утомленного врага»), поджидая спешно отступающие войска Вэй в засаде и полностью разгромили превосходящие силы вэйцев. Идея избегать занятых противником мест и двигаться в пустоту сейчас известна как стратегия голубого океана и активно применяется в бизнесе.
автор: М. Емельянов.
Comments are closed.